Консультативная деятельность психолога
Консультативная деятельность – это оказание психологической помощи взрослым и детям в форме ответов на проблемные вопросы, разрешения конфликтов, диагностической оценки различных нарушений психики и последующей их коррекции.
Доверительные отношения между психологом и клиентом – это важнейшее условие эффективного консультирования.
Рисунок 1. Принципы психологического консультирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психологическое консультирование предполагает ряд принципов:
- отношение к клиенту должно быть доброжелательным и безоценочным;
- ориентация на конкретного человека на его нормы и ценности;
- анонимность консультирования;
- включенность в процесс консультанта;
- разграничение личных и профессиональных отношений.
Разнообразные определения психологического консультирования говорят о неопределенности его предмета. Во всех определениях чаще всего встречаются слова «клиент», «консультант», «проблема», «помощь», «взаимодействие».
Анализ разных вариантов консультирования дает возможность разделить их на группы, стоящие на позициях, во-первых, воздействия на клиента и, во-вторых, взаимодействия с клиентом. Те определения консультирования, которые ориентируются на воздействие, отражают позицию «Психолог лучше знает, что вам лучше…».
Сущностью консультирования является консультативное взаимодействие клиента и консультанта. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое консультирование – это взаимодействие между компетентным консультантом и клиентом, ориентированное на его личностный рост и научение.
В ходе консультирования консультант стремится помочь клиенту узнать о себе самом больше, с помощью адекватных методов научить его связывать эти знания с целями для достижения полного и гармоничного бытия.
Психологическое консультирование имеет свои цели:
- помощь клиенту в решении его проблем;
- оказание помощи в тех вопросах, с которыми клиент мог справиться самостоятельно, если в решении этих вопросов необходим просто здравый совет;
- оказание помощи клиенту, когда он в целом готов к самостоятельному решению своей проблемы, но у него есть какие-то сомнения, и ему необходима профессиональная и моральная поддержка психолога-консультанта;
- помощь клиенту, когда у него нет другой возможности решить свою проблему, кроме консультации;
- оказание психологического консультирования как дополнение к другим способам оказания психологической помощи.
Задачи психологического консультирования:
- уточнение проблемы клиента;
- информирование клиента о степени её серьезности;
- изучение личности клиента для выяснения возможностей самостоятельного решения возникшей проблемы;
- четкие рекомендации клиенту о наилучшем решении его проблемы;
- дополнительные практические советы клиенту, приступившему к решению своей проблемы;
- обучение клиента предупреждению возникновения подобных проблем в будущем;
- передача клиенту жизненно необходимых психологических знаний и умений.
Чувства и переживания психолога-консультанта
Психологическое консультирование требует большой эмоциональной вовлеченности, без которой консультация может стать подобием философской беседы. Важно также, чтобы это эмоциональное участие было уместным.
Чтоб понять проблемы клиента психолог проявляет эмпатию, т.е. сопереживает клиенту. Выражая свои чувства, психолог-консультант раскрывается перед клиентом, а это значит, что показывает свое эмоциональное отношение к людям.
В психологическом консультировании долгие годы доминировала точка зрения, что консультант не должен раскрывать свою личность перед клиентом. На это были свои причины – во-первых, консультант может потерять важный источник информации о клиенте, если тот будет знать о консультанте слишком много и, во-вторых, откровенность консультанта может увеличить недоверие и тревогу клиента.
Однако, рассказывая клиенту о себе, консультант стремится, чтобы клиент его понял, потому что такая консультация позволяет клиенту раскрепоститься и легче раскрыться. Искрение отношения между консультантом и клиентом увеличивают взаимное доверие в раскрытии значимых для клиента событий, или другими словами, откровенность вызывает откровенность.
Самораскрытие консультанта может носить двоякий характер – он может выражать свои непосредственные реакции по отношению или к ситуации или к клиенту, ограничиваясь, при этом, принципом « здесь и теперь». Вторым вариантом откровенности может быть рассказ консультанта о своем жизненном опыте, где он показывает схожесть с ситуацией клиента.
Откровенность консультанта может быть позитивной и негативной. При позитивной откровенности клиенту выражается одобрение и поддержка, а при негативной имеет место конфронтация с клиентом и фактически консультант ставит себя в пример клиенту. Клиенту подобное обстоятельство может не понравиться, однако для многих это становится довольно убедительным.
Консультант в ходе самораскрытия может быть спонтанным, эмоциональным, искренним, но желательно, чтобы рассказывая о своем опыте, он опирался не на прошедшие события, а на нынешнюю ситуацию.
Чтобы не уходить за пределы проблемы клиента, его рассказ должен быть коротким. Злоупотреблять откровенностью не стоит, потому что среди клиентов люди разные, могут быть вполне разумные, сенситивные или подозрительные.
Рассказывая о себе, консультант должен четко осознавать, с какой целью он это делает – оказать клиенту помощь или удовлетворить свои желания. Техника самораскрытия используется тогда, когда консультант заработал авторитет и имеет хороший контакт с клиентом.
Профессиональные качества психолога
Отточенная чувствительность ко всему происходящему – это особое профессиональное качество психолога. Чувствительность предполагает полное использование имеющихся чувств для понимания того, что происходит. Такое чувствование можно сравнить с точным прибором, который способен регистрировать мельчайшие детали – интонацию голоса, неуловимое выражение лица, положение тела, волнение, оговорки и др.
По мнению Т.А. Верняевой практический психолог должен быть наблюдательным, внимательным, отзывчивым, объективным, с высоким уровнем общего и социального интеллекта. Кроме этого он должен владеть вербальными средствами общения быть открытым, естественным и искренним в эмоциональных проявлениях.
Эффективные психологи являются хорошими наблюдателями, они слышат, ощущают, видят то, что без специальной подготовки людям недоступно. В хаотичном сплетении обстоятельств они способны выявить стереотипы и связать между собой, казалось бы, случайные события.
Для успешной работы психолога-консультанта необходимо обладать рефлексией, эмпатией, наблюдательностью, умением слушать, а это означает слышать то, что человек на самом деле хочет сообщить, слушать не только то, что он говорит, но и то, что передает без слов. Слышать другого значит слышать и самого себя, улавливать собственные реакции на действия или проявления человека.
Специфической особенностью профессии типа «человек-человек» является наблюдательность, суть которой заключается в том, что во внешнем поведении человека психолог видит его внутреннее психическое состояние, выделяет и отмечает признаки, через которые человек выражает себя во внешнем плане. В интересе к человеку, как объекту восприятия и наблюдения в процессе консультирования, проявляется следующая особенность наблюдательности.
Основу деятельности психолога-консультанта представляет взаимодействие людей, а это значит, что наблюдать надо не отдельно человека, а людей в общении друг с другом.
Большое значение в деятельности психолога имеет рефлексия, помогающая грамотно выстроить общение, выбрать адекватные техники воздействия и прогнозировать их эффективность.
Консультирование будет намного эффективнее, если собеседники грамотно и понятно выражают свои мысли и слушают друг друга.
В профессиональной деятельности психолога каждое выделенное качество имеет большое значение.
Работа психолога – это общение ,и от того, насколько грамотно он выстраивает этот процесс, зависит эффективность его профессиональной деятельности.