Психологическая образовательная среда — это среда образовательного учреждения, которая обладает референтной значимостью. Она должна удовлетворять базовые потребности в личностно-доверительном общении и обеспечивать психологическую защищенность субъектов, которые включены в нее.
Подходы к понятию среды
В науке существуют различные подходы к категории среда. Различная среда способна побуждать человека к неодинаковым действиям, которые связаны с ее структурой и функциями. В процессе индивидуального развития люди учатся определять соответствующие типы среды, начиная действовать в соответствии с их характером. Поведенческие нормы, которые общество выработало в ходе культурно-исторического развития, закрепляются через пространственную организацию окружающей среды. Они структурируют ее в определенной степени.
Нормы оказывают воздействие на поведение и мышление человека, на позиции, которые он занимает в определенных ситуациях, связанных со средой. Большой интерес для науки стала представлять стабильность поведения человека в определенной среде. Вне зависимости от того, что каждая личность наделена индивидуальными чертами, структура среды начинает обязывать к определенному виду поведения.
Психологи чаще всего различают два вида окружающей среды в соответствии с тем, развиваются или подавляются социальные отношения. Восприятие и познание окружающей среды, включая ее психологическую интерпретацию, обладает очень важным значением. Это связано с тем, что благодаря данным процессам человек способен придавать смысл окружающему миру и принимает участие в разных формах общественной жизни.
О среде, как правило, говорят как об объединяющем начале развития. По мнению Д. А. Леонтьева, люди не отрываются от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а способны вбирать их в себя (интериоризуют) путем выстраивания собственного мира.
Образовательная среда средней школы и ее специфика
Один из важнейших механизмов социализации современного человека представлен образованием. Эта система включает иерархию целей, задач, приоритетов обучения и воспитания подрастающего поколения. Она является призмой преломления интересов общества.
В современной психологии и педагогике образование рассматривают с точки зрения нескольких аспектов:
- Образовательная система;
- Образовательный процесс;
- Образовательная деятельность;
- Индивидуальный или совокупный результат процесса;
- Образовательная среда.
Специфика образовательно среды состоит в том, что сегодня образование по-прежнему нуждается в реформировании. По этой причине продолжает расти неудовлетворенность выпускников и общества в целом, поскольку система образования показывает недостаточную подготовленность учащихся к самостоятельному решению «послешкольных» проблем.
Существует несколько предпосылок, благодаря которым в педагогической психологии появляется категория «образовательная среда». Во-первых, происходит актуализация проблемы «человек-среда обитания» в современном обществе. Здесь отдельное внимание необходимо уделить сфере образования (например, структурирование новых программ обучения, новых отношений в системе взаимодействия и условий воспитания).
Во-вторых, для появления понятия «образовательная среда» характерно обнаружение недостаточной емкости и точности понятий «учебно-воспитательный процесс», «инновационная деятельность», «психологическое сопровождение образовательного процесса».
Таким образом, понятие «образовательная среда» становится предметом педагогических и психологических исследований. В их процессе начинают выделяться ее уровни, структура, функции, субъекты. Специалисты продолжают работать над исследованием параметров ее экспертизы, проводят анализ социального аспекта. В работах, которые посвящены данной тематике, производится раскрытие взаимосвязи образовательной среды и социокультурной среды. Также ученые изучают конкретный аспект образовательной среды, выделенный для исследований.
Специфика среды образования
Любая образовательная среда, в том числе среда среднего общего образования, обладает несколькими психологическими составляющими, которые обусловили ее специфику. Важно определить психологические характеристики, характерные для развивающей среды для обоснования их эмпирических референтов.
Образовательная среда является понятием, которое в последнее десятилетие широко применяется в ходе обсуждения и изучения проблем образования. Понятие, тем не менее, содержательно не устоялось и трактуется разнообразно.
Рассмотрение феномена образовательной среды среднего образования производится, как правило, с позиций, которые связаны с современным пониманием образования в качестве сферы социальной жизни, а среды в качестве фактора образования. Логика исследования подвела к необходимости раскрытия, прежде всего, понятия «среда» как родового для понятия «образовательная среда».
Среду можно определять по-разному. Она может рассматриваться со следующих сторон:
- Система влияний, меняющих и определяющих развитие жизни;
- То, что окружает, пронизывает, вовлекает в область деятельности субъекта;
- Предмет, средство, условие;
- Подсистема социокультурной среды;
- Система исторически сложившихся факторов и др.
Специфика психологической среды среднего образования рассматривается в качестве системы влияний и условий развития личности. Она предполагает возможности для развития личности, которые содержатся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Если говорят о психологических аспектах образовательной среды, то, в первую очередь, определяют конкретное окружение какого-либо учебного заведения. Подобная среда обозначается как локальная образовательная среда. Она представляет собой функционально-пространственное объединение субъектов образования. Между ними формируются тесные разноплановые групповые взаимосвязи.