Проблемы личностного роста — это проблемы, характерные для ситуаций, в которых устаревшие представления (взгляды, установки, намерения) и психологические умения не способны выдержать нагрузку актуальных задач. Они становятся не адекватны человеческому существованию, вызывая переживания и сложности.
Особенности проблем личностного роста
Проблемы личностного роста возникают тогда, когда старые представления, взгляды, установки, намерения и психологические умения не способны выдержать нагрузку актуальных задач. Они становятся не адекватными существованию человека, вызывая переживания и сложности в жизни. Они предполагают осуществление изменений, которые часто болезненны для индивида.
В качестве примера проблем личностного роста выступает кризис подросткового возраста. В это время молодые люди вдруг начинают испытывать сексуальное влечение. Это предполагает разное отношение к людям мужского и женского пола, чего до появления влечения ребенку не требовалось.
Проблемы личностного роста бесконечны, поскольку уникально и бесконечно развитие каждого человека. В этом случае есть возможность лишь определить общие черты проблем личностного роста, включая их самые типичные формы.
Почти каждый человек переживает проблемы, которые связаны с возрастным развитием. К уже рассмотренным проблемам подросткового возраста, можно добавить проблемы ребенка, который вынужден осваивать окружающий мир и мир человеческих отношений. Сюда же относятся проблемы пожилого возраста, которые характеризуются завершением профессиональной деятельности и отходом от дел.
Отдельно в науке производится описание так называемых экзистенциальных проблем, которые относятся к осознанию сущности человеческого бытия, столкновению с экзистенциальными данностями. В их состав входят:
- Свобода,
- Смысл,
- Смерть,
- Ответственность,
- Любовь,
- Одиночество и др.
Для рефлексирующих и мыслящих людей актуальными становятся вопросы самопонимания и осознания собственного предназначения. Как правило, отсутствие удовлетворенности от жизни связано не с тем, что у человека что-то плохо, а с тем, что он не знает, что в этой жизни его, а что нет.
Особенности и порядок консультирования по проблемам личностного роста
Специфика психологического консультирования по проблемам личностного роста состоит в том, что психотерапевт (психолог) помогает посмотреть на ситуацию со стороны. Он может обратить внимание на иррациональные установки и взгляды, которые создают препятствия к успеху. В некоторых ситуациях может потребоваться специальный тренинг (так называемый «тренинг личностного роста»).
Тренинга личностного роста представляют собой своеобразную лабораторию самопонимания, позволяющую в безопасности воссоздавать условия, приближенные к реальности. Здесь появляется возможность определить собственные проблемы, снова «наступить на грабли» ошибочных решений для понимания того, что нужно изменить в собственной жизни.
Процесс психологического консультирования по проблемам личностного роста состоит из 4 стадий. На первой стадии происходит знакомство с клиентом и начинается сама беседа. Этот этап продолжается примерно 5-10 минут в случае средней длительности всей консультативной беседы 45 мин. - 1 ч. 10 мин. На протяжении этой стадии консультант встречает клиента и беседует с ним в доброжелательном тоне для установления контакта.
На стадии знакомства клиенту необходимо принять решение о своем вступлении в процесс консультирования. Для этого необходима осознанность, поэтому до начала консультации психолог предоставляет клиенту максимальное количество информации о процессе.
Большое значение для клиента имеют:
- Основные цели консультирования,
- Квалификация специалиста,
- Оплата за консультации,
- Приблизительная продолжительность бесед,
- Целесообразность консультирования в соответствующей ситуации,
- Риск временного ухудшения состояния,
- Границы конфиденциальности.
После решения данных вопросов или части из них консультант переходит к расспросу клиента. Здесь наступает вторая стадия психологического консультирования. Специалисту важно иметь заранее заготовленные фразы, которые дали бы возможность осуществить переход. Это поможет не растеряться неожиданно под впечатлением первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать.
Продолжительность второй стадии составляет 25-35 минут. На ней психолог проверяет консультативные гипотезы и осуществляет эмпатическое слушание. Как правило, когда говорят об эмпатии в консультациях, то имеют в виду способность чуткого восприятия внутреннего мира другого человека, включая все его смысловые и эмоциональные нюансы. По традиции развитие эмпатичности связывают с разворачиванием процесса воображения во время коммуникации.
На стадии проверки консультативных гипотез психолог может начать задавать клиенту вопросы, которые направлены на уточнение возникших идей. Также он может изложить собственную гипотезу (интерпретацию) клиенту, спрашивая его, что он по этому поводу думает. В редких случаях бывает так, чтобы клиенты сразу же принимают гипотезы и соглашаются с ней. Обычно они завязывают диалог, в результате которого происходит коррекция гипотез. Она обрастает этом процессе множеством значимых и характерных фактов и переживаний, то есть производится ее максимальная индивидуализация.
Работа с конкретными ситуациями в ходе консультаций по вопросам личностного роста очень важна. Это связано с тем, что, чем более подробно говорит человек, тем меньше в его повествовании отпечатков субъективности, односторонности. Здесь появляется больше возможностей для консультанта понять соответствующие стороны реальности, которые рассказчик не замечает.
На всем протяжении консультации специалист стимулирует клиента описывать собственные чувства и чувства других людей. Чувства способны более глубоко отражают действительность. Они в большей степени показывают плохо осознаваемые и часто скрытые для самого клиента желания и конфликты, лежащие в основе проблем.