Характеристика сторон развития сознания человека
В психологической науке выделяют три стороны сознания:
- предметное сознание, которое направлено на окружающий мир человека, окружающие его вещи, предметы и события;
- самосознание, которое направлено на самого себя, отделяющее свою личность от всего окружающего мира;
- сознание как поток непосредственных переживаний человека.
Первые две стороны сознания исследователи относят к тому, что ученые называют духом, третья же сторона сознания называется душой человека.
В проявлениях предметного сознания и самосознания человек имеет дело с идеями, понятиями и моделями окружающего мира, собственными представлениями о своей личности. Именно благодаря этим сторонам сознания человек получает способность возвышения над природой, создает свой собственный второй идеальный мир, изучает и принимает законы Вселенной и на основании данных знаний преобразует окружающею его действительность.
Характеристика самосознания как стороны проявления самосознания
Процесс самопознания у человека существует в различных формах и на различных уровнях, в разных степенях проявленности и развернутости. В процессе восприятия каких-либо предметов и явлений, он получает информацию о его местонахождении среди других предметов в окружающей действительности, осознает свое отличие от данных предметов и явления и положение, которое занимает его личность по отношению к ним.
Однако все вышеперечисленные факты сознания в данном случае находятся не в центре его внимания, а как бы на периферии.
Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Особенности участия тела в момент восприятия того или иного предмета заключаются в том, что сознание человека и познавательные процессы не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта.
Самосознание в этом случае находит выражение в неявном виде.
С этим фактом связаны некоторые особенности процесса восприятия человека. Проиллюстрировать их может следующий пример: в момент касания человеком какого – либо предмета, он чувствует поверхность предмета, а не собственную руку.
Восприятие с помощью осязания формирует у человека представления о внешнем предмете, а не о своих собственных особенностях. И лишь отдаленно, на заднем плане работы сознания человек проживает акт собственного касания с предметом и осознает его на кончиках собственных пальцев. Именно этот процесс я является элементарной формой самосознания.
В случае, когда человек касается предмета не рукой, а, например, палкой, процессы осязания и восприятия имеют отношение к самому предмету, а не к тому средству с помощью которого человек касается предмета.
В процессе действия палка уже не находится в фокусе внимания человека, а уходит на периферию сознания и переживается человеком как способ продолжения его тела.
В данном случае ощущения воздействия предмета на восприятие человека, которое выступает как особая элементарная форма сознания, переживается человеком как локализованное уже не на кончиках его пальцев, а на конце палки или зонда.
Самосознание является способностью человека к оценке себя, своих возможностей, мыслей, чувств и поступков, и осуществлению действий контроля над ними. Также процесс самосознания одновременно является и процессом самовоспитания.
Человек с момента рождения является социальным существом и процесс формирования особенностей его характера, проявлений поведения и личности в целом определяется совокупностью социальных факторов и закономерностями физического развития человека
Именно в связи с этим, необходимо учитывать всю совокупность действия всех факторов, которые определяют процесс развития личности на протяжении всего процесса жизнедеятельности человека.
Таким образом, самовоспитание является систематической и сознательной деятельностью человека, которая направлена на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Процесс самовоспитания своей целью имеет укрепление и развитие способностей человека к ответственному выполнению имеющихся обязательств, как личного характера, так и коллективно обоснованных.
Еще одной целью данного процесса является формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения и волевых качеств. Самовоспитание - основная часть и результат воспитание, всего процесса развития личности.
Самосознание — это процесс деятельности человека по осознанию собственной уникальности и неповторимости, а также процесс формирования собственного внутреннего мира с выходом за рамки и границы имеющегося уровня развития себя как личности.
При осуществлении актов самосознания человек формирует у себя свой собственный идеальный образ, к которому впоследствии стремится. Акт индивидуального сознания состоит несколько этапов:
- выделение себя как автономной единицы из предметов и явлений окружающего мира;
- выделение себя как отдельной личности из сообщества других людей.
Характеристика предметного сознания и душевного представления человека как уровней сознания человека
Предметное сознание и самосознание являются уровнями духовного сознания, а сознание в свою очередь является потоком переживаний, душой индивидуального субъекта. Предметное сознание также осуществляет процесс отражения объективно существующего мира вокруг в субъектах.
Особенность мыслительной деятельности в данном случае заключается в восприятии данных субъектов и конкретном воспроизведении этого мира благодаря с одной стороны интуиции, а с другой стороны, того, что знания об окружающем мире человек получает изначально.
Душевное представление человека о мире, является непременным условием и элементом реально существующей реальности. Идеальные же переживания человека являются основой сознания как потока переживания, в связи с тем, что человек при восприятии объективно существующего мира имеет идеальные представления и мысли, отражающие его чувства и настроения.