Общее понятие о сознании
Сознание является высшей формой умственной деятельности, которая свойственна лишь человеку и недоступна животным. С помощью сознания человек осуществляет отражение окружающей действительности, ближайшей социальной среды и собственного внутреннего мира.
Сознание имеет непосредственную связь с основными функциями мозга и на протяжении жизни человека может качественно изменяться. Процесс развития сознания заключается в улучшении работы мозга, повышении разумности и обучении осознанному отношению человека к жизни.
Сознание является субъективным продуктом человеческого развития, и в тоже время содержанием его выступают знания об окружающем мире, его связях и основных законах. А это значит, что сознание можно назвать субъективным образом объективной реальности.
Процесс развития сознания
В ходе исторического развития человечества постепенно развивалось и сознание человека. Источником его развития является необходимость в способности человека к кооперации общению и взаимодействию с другими людьми.
Такая необходимость появилась еще в первобытном обществе, в ситуации, когда у людей возникла совместная деятельность по изготовлению орудий и добыче пропитания. В процессе осуществления данных видов деятельности и для ее эффективного разрешения людям понадобилась речь, для того, чтобы они могли договориться о целях и деталях предстоящего дела.
Совместная деятельность была бы просто невозможна, если ее участники не могли бы договориться и не понимали своей роли в процессе совместной деятельности. Несомненно, стоит отметить, что у первобытного человека развивались лишь зачатки сознания и это была лишь самая начальная стадия его развития. На протяжении тысяч лет человеческое сознание походило процесс развития и совершенствование.
Нельзя говорить о том, что на современном этапе развития человечества о сознании известно абсолютно все и процесс его развития закончен. Развитие сознания незавершенный процесс, а знания о закономерностях его развития помогают познанию его особенностей.
Этапы развития сознания в онтогенезе
Онтогенез – это процесс становления человеческого организма от рождения до смерти.
Научные исследования сознания в психологии разделяют процесс его развития на следующие этапы:
- Первый этап развития сознания развивается до наступления годовалого возраста ребенка. В этот период сознание ребенка называется «бодрствующим». В данный период развития у ребенка появляются первые реакции на проявления внешнего мира. Именно они и являются начальными проявлениями сознания. У ребенка появляется выбор наиболее приятных ситуаций, удовлетворяющих его потребности. Он начинает оценивать такие ситуации, как приятные.
- Следующий этап развития охватывает период от одного года до трех лет. Данный этап в психологии обозначают как «предметный» и именно сейчас сознание развивается более интенсивно. В процессе жизнедеятельности ребенок накапливает множество впечатлений от взаимодействия с окружающей действительностью, знакомится с окружающими его предметами и явлениями. Растет объем его представлений о мире и способствуют этому умение ходить и развитие его речи. Именно процесс развития речи запускает механизм развития психики при котором у ребенка появляется способность к обобщению и возникают элементы отвлечения и абстрагирования.
- Третий тап развития характерен для возраста от трех до девяти лет. Этот этап получил название «индивидуального» сознания. Процесс развития по – прежнему очень активен и на данном этапе ребенок уже имеет способность отделить свою личность от окружающего мира. Продолжаются процессы развития речи и всех основных познавательных процессов. Важнейшим моментом развития становится осознание собственного «Я» ребенка.
- В возрасте от девяти до шестнадцати лет идет процесс развития коллективного сознания. Именно в этом возрасте подросток получает наиболее четкие представления о себе как личности, о закономерностях развития окружающей действительности и об особенностях коллективных взаимоотношений. Развивается способность подростка видеть взаимосвязь между прошлыми и настоящими событиями. Именно это помогает формированию социального сознания.
- К двадцати годам человек обретает рефлексивное сознание, которое является более развитой формой социального сознания. Появляется способность к самоанализу и самонаблюдению и изучению собственных мыслей и убеждений. Происходит переоценка полученных в течение жизни знаний с целью оценки их соответствия реальному положению дел.
Еще одним не менее важным направлением совершенствования сознания человека является процесс развития мышления и речи в их тесной взаимосвязи. Человек приобретает способность к глубокому постижению сути вещей, при этом процесс развития речи способствует обозначению новых понятий и описанию явлений окружающей жизни.
Этапы качественного развития сознания
После того как процесс формирования основных функций мозга завершается, наступает период самостоятельного совершенствования человеком своего сознания с помощью волевых усилий и соответствующей сознательной деятельности. Создать четкую периодизацию данного процесса развития очень трудно в связи с тем, что лишь часть людей выбирает путь самопознания и саморазвития.
Данное развитие можно считать качественным источником которого выступают психологические факторы, влияющие на человека – мотивация и воля. Существует несколько теорий, рассматривающих этапы развития сознания, все их можно обобщить одним выводом: человек в процессе своего развития идет от ощущений физического плана к умственным факторам, а затем к духовным основам своего развития.
О том, что процесс развития является индивидуальным можно судить по тем стимулам, которые являются причинами того или иного выбора человека. Человек, обладающий низким уровнем развития сознания в процессе принятия решений руководствуется рефлексами и не способен к осознанному мышлению. Человек с высоким уровнем развития сознания осуществляет свои действия исходя из имеющихся у него истинных целей, на которые он способен смотреть непредвзято, включив внутреннего наблюдателя.