Общие представления о связи сознания и деятельности мозга человека
Сознание человека - это по существу бесконечная смена получаемых в процессе жизнедеятельности впечатлений, воспоминаний и мыслей.
Мозг является органом сознания, а сознание в свою очередь является одной из функций мозга.
Развитие функций сознания теснейшим образом связано с развитием мозга человека, который в свою очередь получил мощнейший толчок в развития в процессе развития трудовой деятельности человека и развитием речи и слова в процессе социального прогресса.
Глобальный характер изменений, произошедших с человеком в процессе перехода к трудовой деятельности, адаптация к все более усложняющемуся ее характеру привели к тому, что над проекционными зонами, которые были непосредственно связаны с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, послужившие основой для более сложных синтезов.
В связи с тем, что у человека основным органом сознательной деятельности выступает кора головного мозга, факт о наличии взаимосвязи между сознанием и мозгом опирается на ответ на вопрос о наличии взаимоотношений между психикой человека и корой больших полушарий головного мозга.
Исследователи отмечают тот факт, что чем сложнее организация мозга, тем более высокий уровень развития сознания. Связь, существующая между мозгом и сознанием, характеризуется прежде всего тем, что уровень сложности организации мозга определяет уровень развития отражательно-конструктивной способности сознания.
Многочисленными исследованиями доказано, что мозг современного человека, который был сформирован в процессе длительной биосоциальной эволюции, является уникальным сложноорганизованным органом. Ярким подтверждением данного утверждения является процесс формирования сознания у человека в онтогенезе: развитие мозга ребенка в процессе его роста и развития обуславливает и соответствующее развитие сознания, а старение мозга пожилого человека способствует угасанию основных функций сознания.
В случае нарушения или разрушения структуры организации материи мозга подвергаются разрушению и основные структуры сознания человека.
Связь сознания с процессами, протекающими в коре головного мозга
Мозг, который в процессе своего функционирования запускает сложные биохимические физиологические и нервные процессы, является материальным воплощением сознания, которое в свою очередь напрямую связано с протекающими в коре головного мозга процессами. Рассмотрим эту связь более подробно:
- процесс сознания это высшая форма отражения мира человеком, и оно тесно связно со способностью человека к членораздельной речи, логическим обобщениям, абстракции. Как уже отмечалось выше данные процессы могут быть присущи только человеку;
- основным источником и способом существования сознания является знание;
- источником развития сознания является трудовая деятельность;
- сознание формируется при непосредственном участии речи;
- сознание является основной функцией мозга;
- сознание является многокомпонентным процессом, но в итоге составляет единое целое;
- сознание имеет активный характер и способно воздействовать на окружающую действительность.
Роль полушарий мозга в развитии сознания человека
Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.
В процессе деятельности правое полушарие работает с высокой скоростью, осуществляет функции по опознанию, сличению воспринимаемых образов с имеющимися в памяти человека эталонами на основе вычленения в воспринимаемом объекте или явлении схожих значимых признаков.
Для левого полушария характерен аналитический подход к процессу формирования того или иного образа. Данный подход связан с последовательным разбором каждого из воспринимаемых элементов по определенной программе исследования.
Однако, необходимо отметить, что в случае изолированной работы левого полушария, оно потеряет способность к интеграции воспринимаемых элементов в целостный образ предмета или явления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой психологический процесс сопровождается деятельностью обоих полушарий головного мозга человека. Каждая сенсорная модальность имеет свой уровень сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.
В соответствии с этим можно сказать, что мозг человек на современном этапе развития является сложноорганизованным органом. Нормальное функционирование психики человека невозможно вне нормально функционирующей деятельности мозга. Деятельность сознания также имеет теснейшую связь с психическим процессом внимания, в связи с тем, что человек осознает и анализирует именно то, что обращает на себя внимание и заставляет удерживать воспринимаемое явление или предмет в поле зрения.
На протяжении всей жизнедеятельности человека он находится в процессе приобретения знаний об окружающей его действительности и о самом себе. Основой знаний в данной ситуации являются процессы памяти, мышления и внимания. Здесь явно прослеживается их связь с сознанием человека, потому что именно знания, получаемые человеком и перерабатываемые с помощью данных психических процессов, являются источником для развития сознания человека.
Процесс развития человека и формирования его как гармонично развитой личности проходит под постоянным контролем самосознания, которое является обязательным условием постоянного самосовершенствования личности.
Сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека. Чем выше уровень развития мозга, тем более высокий уровень развития имеет и сознание. Таким образом теснейшая связь сознания и мозга неоспорима и исследования в данной области по-прежнему являются актуальными.