Общее понятие о процессе сознания
Сознание является высшей формой отражения окружающей действительности, которая свойственна только человеку и напрямую связана с речью и другими функциями мозга.
Основная деятельность сознания заключается в обобщенном и целенаправленном процессе отражения действительности и в предварительном мысленном формировании действий и прогнозировании их результатов. Также сознание способствует разумному регулированию и само контролированию поведения человека.
Основой сознания, центральным способом его существования и функционирования является знание. Сознание — это принадлежность человека, которая невозможна без его участия. А вот содержание сознание определяется окружающей его действительностью, ее законами и особенностями.
Именно поэтому сознание можно назвать субъективным образом объективного мира.
Человек способен к осуществлению процессов самопознания и самосовершенствования. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Формирование данных сторон происходит в процессе отделения человеком себя от окружающего мира, осознание себя как отдельной единицы.
Самосознание является важнейшим отличием психики человека от психики высокоразвитых животных. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является сформированной целостной системой, которая состоит из различных элементов, состоящих в закономерных отношениях друг с другом.
История изучения сознания
Целостной постановкой проблемы изучения сознания занимаются с древнейших времен. Первым официальным исследованием данной проблемы является теория Платона, который считал, что сознание это особая сущность, которая не совпадает с чувственным миром человека.
Однако, Платон в своей теории пока не выделял сознание как отдельный феномен. Согласно его учению душа, с которой он полностью ассоциировал сознание, является частью мирового космоса и воспроизводит окружающие человека явления.
Представления о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляются в трудах ученых Средневековья, в которой процесс сознания анализируется через призму религиозного восприятия.
В период Нового времени впервые разделяются понятия души и сознания. В данные период сознание определяется как познавательная способность человека и личностное новообразование личности человека, способствующее формированию его «Я».
В 20 веке открываются новые горизонты изучения сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов, что впоследствии было доказано Зигмундом Фрейдом.
Характеристика основных концепций развития сознания
На современном этапе развития науки существует несколько концепций развития процесса сознания. Рассмотрим их более подробно.
- Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как частицы или продукта инобытного мирового разума.
- Субъективно-идеалистические система, которая рассматривает сознание человека в виде самодостаточной сущности, которая содержит картину самой себя и является субстанцией материального мира.
- Концепция гиологизма, которая утверждает, что материя способна к мыслительной деятельности и сознание является атрибутивной особенностью существующего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению.
- Концепция вульгарного материализма, которая придерживается идеи отождествления сознания с вещественными образованиями, которые имеются в мозгу человека. Согласно данной концепции сознание имеет чисто материальный характер, и является результатом функционирования определенных частей или образований мозга.
- Концепция социологизации сознания, которая ставит сознание в абсолютную зависимость от внешней физической и социальной среды. Сторонники данной концепции считают, что человек рождается с сознанием в виде чистого листа бумаги и процесс формирования его полностью зависит от идей и понятий, которые существуют в данном обществе Для данных идей характерно отрицание индивидуального характера мышления человека и полная его зависимость от существующих у мыслящего индивида способностей, имеющихся у него особенностей строения и функционирования центральной нервной системы.
- Концепция диалектического материализма, которая подошла к процессу изучения сознания, как сложного, внутренне противоречивого феномена, находящегося в единстве материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.
Последняя концепция опирается на имеющиеся достижения современной науки и характеризует сущностные черты и специфику деятельности человеческого сознания, которые сформулированы как:
- сознание является идеальным явлением и особым свойством, продуктом высокоорганизованного человеческого мозга и мыслящей материи;
- сознание является своеобразным снимком, отражением материальных объектов в мозгу человека;
- сознание является творческой активностью человеческого мозга, которая проявляется в относительной самостоятельности его функционирования и развития;
- сознание является продуктом общественно – исторического развития, которое не возникает вне общества и не может существовать вне общественной жизни;
- сознание – это процесс идеального отражения материального мира, который не может существовать без языка, который является материальной формой его выражения.
Рассмотренные выше концепции развития сознания содержат каждая в отдельности истинные представления в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и недостатки, как и любая теория. Каждая из них отвечает на один и тот же вопрос: что из себя представляет процесс сознания, каковы закономерности его развития и какие факторы влияют на его проявления в жизни человека.