Самосовершенствование: сущность понятия, характеристики, виды
Самосовершенствование – это понятие, отражающее направленный процесс развития человека, сознательного изменения его качеств и способностей. Человек осознанно или неосознанно работает над какими-то своими чертами, качествами и способностями. Данный процесс характеризуется наличием определенной цели, которой стремится достигнуть человек в своем развитии, идеала, желаемого образа.
Реализация данного процесса может происходить в любой сфере жизни человека: интеллектуальной, духовной, профессиональной, межличностной, семейной, физической.
Процесс самосовершенствования характеризуется некоторыми параметрами:
- широта изменений: процесс затрагивает какие-то локальные изменения или же это тотальная перестройка
- естественность течения процесса: насколько органичны данные изменения и способ самосовершенствования для человека
- направленность изменений: процесс самосовершенствования может быть запущен извне (в результате серьезных жизненных обстоятельств) или же изнутри (внутренними потребностями и мотивами)
- осознанность изменений: насколько человек понимает цели своего самосовершенствования, средства его реализации. Это делает процесс управляемым. Неосознанный процесс характеризуется стихийностью, недостаточной конкретизацией целей, что в итоге может повлиять на эмоциональное отношение к самому процессу.
Основными мотивами к реализации данной деятельности выступают определенные убеждения (духовные, нравственные, социальные), интерес, любовь, разного рода стимулы (материальные, профессиональные, подражательные).
С точки зрения видов, можно выделить следующие типы самосовершенствования:
- по целям: это может быть процесс, направленный на искоренение каких-то нежелательных черт или характеристик (например, курение, алкоголизм, склонность к насилию), или на формирование новых качеств и способностей (выучить иностранный язык)
- по организации: может быть индивидуальный формат (с наставником, куратором, тренером) или групповой (работа в формате тренингов, членство в сообществах)
- по длительности: кратковременное (в ситуации работы над локальными качествами и способностями), долговременное (профессиональное, семейное) и постоянное (экзистенциальное самосовершенствование)
Основные категории теории самосовершенствования
Исследованиями в данной области занимались как отечественные психологи, так и зарубежные. Кто-то называл этот процесс самореализацией, самоактуализацией. Но так или иначе, во многих работах можно выделить определенные общие черты.
Во-первых, в контексте теории самосовершенствования, человек понимается не просто как личность, а как субъект собственной жизни, который активно и творчески занимается ее преобразованием. Личность проявляется качества субъекта собственной жизни в том, что опираясь на внешние условия, она организует деятельность согласно своим ценностям, идеалам и представлениям. В этом творческом преобразовании действительности человек и развивается. Данное положение отражает субъектно-деятельностный подход в психологии: внешние условия преломляются через внутренние.
Во-вторых, процесс самосовершенствования - это процесс реализации свободного выбора, принятия решений, за которые человек принимает на себя ответственность. В этом, в том числе, и проявляется субъектный характер личности.
В-третьих, самосовершенствование - это реализация творческого процесса по отношению к себе и собственной жизни. Это конструирование жизни сообразно своим ценностным ориентирам.
Последним и очень важным моментом является освобождение от идеального образа самого себя и признание себя настоящего, своих реальных возможностей и способностей с целью реализовать их максимально творчески и с удовольствием. Дело в том, что центрирование на Я-идеальном препятствует развитию любого рода, поскольку оно формирует страх ошибки и не дает возможность развитию личностной аутентичности (ощущению себя в настоящем моменте).
Наиболее популярные проблемы, связанные с процессами саморазвития и самосовершенствования, кроются в расхождении ожиданий и реальности, которое связано с особенностями формирования этапов, целей и задач процесса самосовершенствования. Люди ставят либо слишком отдаленные цели, не выделяя более локальных подцелей, что приводит к разочарованию от самого процесса, падению мотивации на конкретных этапах. Либо люди ставят ближайшие цели, но они никак не стыкуются с терминальными целями, что тоже рождает разочарование
В том числе, играет роль количество желаемых целей. Нередко люди ставят себе очень разнообразные и множественные цели, на реализацию которых уходит большое количество ресурсов. В отсеивании лишних целей может помочь их проверка на адекватность, то есть насколько поставленные цели вообще достижимы.
Обратный процесс - заниженные жизненные стремления, которые ограничивают возможности саморазвития, рождая таким образом неуверенность в себе, страх ошибки.
Бытовой характер целей также влияет на процесс самосовершенствования. Как правило, удовлетворение от целей такого рода довольно быстротечно и не является сильным источником для дальнейшей мотивации и развития. Важно уметь ставить значимые с точки зрения личностных ценностей.
Формирование индивидуального плана самосовершенствования
Стоит отметить, что в большинстве своем процесс самосовершенствования реализуется неосознанно: человек ставит перед собой какие-то цели и задачи в обычной жизни, в общении, работе, семейных отношениях. Однако реализация этих целей способствует формированию локальных изменений, и уже впоследствии человек осознает свой качественно иной уровень.
Однако самосовершенствование может быть и планируемым. Для это формируется следующая последовательность действий.
- Выбор цели: определение того, что конкретно я хочу в себе изменить, какие сферы моей жизни приносят мне неудовлетворение и разочарование, какие черты характеры деструктивно влияют на мою жизнь, какие способности я хочу развить.
- Разработка плана касательно внутренних и внешних изменений: необходимо продумать, какие условия вовне мне необходимо создать или найти, чтобы максимально продуктивно и благополучно заниматься развитием себя и изменением. Касательно внутренних изменений. важно продумать микроцели, отражающие поэтапно мои новообразования. То есть как я себя вижу через неделю или две. Чего я хочу добить через месяц относительно своего внутреннего состояния.
- Осуществление выбора средств для реализации процесса: будут ли это групповые форматы работы, индивидуальные консультации, или это изоляция от общества, методы самовнушения или самостоятельная реализация конкретных прикладных заданий.
- Достижение результатов: рефлексивный процесс на тему того, как я себя теперь чувствую, комфортно ли мне в данных изменениях, соотносятся ли они с моими ожиданиями.
С точки зрения сфер, план самосовершенствования должен затрагивать 4 основные области: физическая, духовная, интеллектуальная, социальная.
В области физических проявлений важно отметить для себя, как изменения могут отразиться на телесном уровне, какие новые ощущения могут возникнуть. В области духовных проявлений изменения могут касаться выравнивания Я-реального и Я-идеального, снижения страхов и тревог, повышения самопринятия. В области интеллектуальных проявлений можно наметить, какие цели ставит перед собой человек, каковы пути их достижения, и как это коснется убеждений и установок, особенностей мировоззрения. В социальной сфере важно наметить то дело, которое является значимым и целевым для желаемых изменений, насколько оно значимо для других людей, насколько другие люди могут оказать поддержку в этой деятельности.