Социально-психологический климат – это устоявшийся психологический настрой в группе или коллективе, представляющий собой субъективное образование.
При его изучении необходимо четкое разграничение элементов социально-психологического климата и факторов, которые на него влияют.
Факторы формирования социально-психологического климата
Любой коллектив, в том числе и педагогический, переживает этапы становления, функционирования и развития. На стадии становления большое значение имеет формирование психологического климата и разработка модели будущего коллектива.
На формирование психологического климата оказывают воздействие несколько факторов:
- Психологическая совместимость коллектива со способностью осуществлять совместную деятельность,
- Управление коллективом,
- Установленная система оплаты труда, включающая поощрения за результат и качество работы,
- Процесс организации совместной деятельности,
- Получение удовлетворения от работы,
- Характер выполняемой деятельности, включающий условия труда и оборудование рабочих мест,
- Система коммуникаций и информированность,
- Совместная деятельность.
В основе психологической совместимости лежит критичность к себе, терпение и доверие в отношении партнеров по взаимодействию. Для психологической несовместимости участников совместной деятельности характерен рост напряженности отношений в группе, что способствует возникновению конфликтов.
Социально-психологический климат в ДОУ
Успех работы дошкольного учебного учреждения (ДОУ) в большей степени зависит от умения руководства организовать свой собственный труд. Это влияет на мотивацию педагогического коллектива и объективную оценку его работы.
Удовлетворенность растет пропорционально улучшению условий труда, что предполагает достаточное материальное и моральное стимулирование. Важным здесь является и социальное обеспечение, справедливое распределение отпусков, режим работы, информационное обеспечение, перспективы карьерного роста и др. Эффективность работы педагогов растет при наличии методического кабинета, обеспеченности групп пособиями, игровыми материалами, а также новым учебным оборудованием.
Психологический климат не является статичным образованием. Это весьма динамичная составляющая, поэтому руководитель имеет возможность целенаправленно воздействовать на него. Для этого нужно иметь знания в области закономерностей его формирования и вести управленческую деятельность, учитывая факторы, которые влияют на психологический климат.
Отсутствие полной и правдивой информации по вопросам составления документов, проведения конкурсов и конференций и низкая скорость ее донесения до коллектива ДОУ способствуют возникновению недоверия и негативного отношения сотрудников детского сада к администрации.
Источником конфликтов становятся:
- Взаимозависимость задач,
- Нечеткое распределение функций и обязанностей,
- Несоответствие работника его профессиональной роли.
Благоприятные отношения между педагогическими работниками не могут возникать сами по себе, их необходимо формировать. По этой причине перед руководством ДОУ стоит важная задача, предполагающая разработку и использование мер эффективного управления социально-психологическим климатом.
Известный российский психолог Б. Д. Парыгин рассматривал категорию «социально-психологический климат» с позиции отражения характера взаимоотношений между людьми. Это преобладающий тон общественного настроения в коллективе, который можно связать с удовлетворяющими условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и др.
Психологический климат коллектива в большей степени связан с соответствующей эмоциональной окраской психологических связей между членами коллектива. Они проявляются на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, склонностей и интересов. Это напрямую отражается на мироощущении и мировосприятии педагогических работников, что в свою очередь проявляется на всей системе ценностных ориентаций личности, которая является участником коллектива.
Проявление климата происходит определенным образом и в отношении каждого участника коллектива к самому себе. На самочувствии человека в коллективе ДОУ могут отражаться отношения личности к некоторой группе в целом, степень удовлетворения от своей позиции и межличностные отношения в группе. Каждый член коллектива ДОУ на основании прочих аспектов психологического климата осуществляет выработку в себе соответствующего этому климату сознания, восприятия. Он производит оценку и создает ощущение своего «я» в рамках этой конкретной общности.
Социально-психологический климат в коллектива ДОУ — это существенный фактор жизнедеятельности сотрудника дошкольного учреждения. Он влияет на всю совокупность социальных отношений, образ человеческой жизни, повседневное самочувствие человека, его работоспособность и уровень творческой личностной самореализации.
В трудовом коллективе дошкольного учреждения формируется социально-психологический климат, на что влияет коллективное мнение и настроение. Первое из них включает совокупность оценок, желаний, требований членов коллектива к некоторым явлениям, событиям и фактам.
Человек предпочитает делиться впечатлениями и собственным мнением с окружающими людьми. Это способно вызывать сложный процесс, в ходе которого происходит синтез индивидуальных мнений. В результате одни суждения начинают отсеиваться, а другие уточняться. Таким образом, формируется коллективное мнение, которое поддерживается если не всеми, то большей частью участников.
Коллективное настроение — это долговременное эмоциональное состояние, которое воздействует на качественную составляющую общей и индивидуальной работы. В нем на первый план выходит общая эмоциональная реакция на окружающее. От настроения зависит поведение, результаты деятельности и воспитательное воздействие человека.