Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ

Определение 1

Социально-психологический климат – это устоявшийся психологический настрой в группе или коллективе, представляющий собой субъективное образование.

При его изучении необходимо четкое разграничение элементов социально-психологического климата и факторов, которые на него влияют.

Факторы формирования социально-психологического климата

Любой коллектив, в том числе и педагогический, переживает этапы становления, функционирования и развития. На стадии становления большое значение имеет формирование психологического климата и разработка модели будущего коллектива.

На формирование психологического климата оказывают воздействие несколько факторов:

  • Психологическая совместимость коллектива со способностью осуществлять совместную деятельность,
  • Управление коллективом,
  • Установленная система оплаты труда, включающая поощрения за результат и качество работы,
  • Процесс организации совместной деятельности,
  • Получение удовлетворения от работы,
  • Характер выполняемой деятельности, включающий условия труда и оборудование рабочих мест,
  • Система коммуникаций и информированность,
  • Совместная деятельность.

В основе психологической совместимости лежит критичность к себе, терпение и доверие в отношении партнеров по взаимодействию. Для психологической несовместимости участников совместной деятельности характерен рост напряженности отношений в группе, что способствует возникновению конфликтов.

Социально-психологический климат в ДОУ

Успех работы дошкольного учебного учреждения (ДОУ) в большей степени зависит от умения руководства организовать свой собственный труд. Это влияет на мотивацию педагогического коллектива и объективную оценку его работы.

Удовлетворенность растет пропорционально улучшению условий труда, что предполагает достаточное материальное и моральное стимулирование. Важным здесь является и социальное обеспечение, справедливое распределение отпусков, режим работы, информационное обеспечение, перспективы карьерного роста и др. Эффективность работы педагогов растет при наличии методического кабинета, обеспеченности групп пособиями, игровыми материалами, а также новым учебным оборудованием.

«Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Психологический климат не является статичным образованием. Это весьма динамичная составляющая, поэтому руководитель имеет возможность целенаправленно воздействовать на него. Для этого нужно иметь знания в области закономерностей его формирования и вести управленческую деятельность, учитывая факторы, которые влияют на психологический климат.

Отсутствие полной и правдивой информации по вопросам составления документов, проведения конкурсов и конференций и низкая скорость ее донесения до коллектива ДОУ способствуют возникновению недоверия и негативного отношения сотрудников детского сада к администрации.

Источником конфликтов становятся:

  • Взаимозависимость задач,
  • Нечеткое распределение функций и обязанностей,
  • Несоответствие работника его профессиональной роли.

Благоприятные отношения между педагогическими работниками не могут возникать сами по себе, их необходимо формировать. По этой причине перед руководством ДОУ стоит важная задача, предполагающая разработку и использование мер эффективного управления социально-психологическим климатом.

Известный российский психолог Б. Д. Парыгин рассматривал категорию «социально-психологический климат» с позиции отражения характера взаимоотношений между людьми. Это преобладающий тон общественного настроения в коллективе, который можно связать с удовлетворяющими условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и др.

Психологический климат коллектива в большей степени связан с соответствующей эмоциональной окраской психологических связей между членами коллектива. Они проявляются на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, склонностей и интересов. Это напрямую отражается на мироощущении и мировосприятии педагогических работников, что в свою очередь проявляется на всей системе ценностных ориентаций личности, которая является участником коллектива.

Проявление климата происходит определенным образом и в отношении каждого участника коллектива к самому себе. На самочувствии человека в коллективе ДОУ могут отражаться отношения личности к некоторой группе в целом, степень удовлетворения от своей позиции и межличностные отношения в группе. Каждый член коллектива ДОУ на основании прочих аспектов психологического климата осуществляет выработку в себе соответствующего этому климату сознания, восприятия. Он производит оценку и создает ощущение своего «я» в рамках этой конкретной общности.

Замечание 2

Социально-психологический климат в коллектива ДОУ — это существенный фактор жизнедеятельности сотрудника дошкольного учреждения. Он влияет на всю совокупность социальных отношений, образ человеческой жизни, повседневное самочувствие человека, его работоспособность и уровень творческой личностной самореализации.

В трудовом коллективе дошкольного учреждения формируется социально-психологический климат, на что влияет коллективное мнение и настроение. Первое из них включает совокупность оценок, желаний, требований членов коллектива к некоторым явлениям, событиям и фактам.

Человек предпочитает делиться впечатлениями и собственным мнением с окружающими людьми. Это способно вызывать сложный процесс, в ходе которого происходит синтез индивидуальных мнений. В результате одни суждения начинают отсеиваться, а другие уточняться. Таким образом, формируется коллективное мнение, которое поддерживается если не всеми, то большей частью участников.

Коллективное настроение — это долговременное эмоциональное состояние, которое воздействует на качественную составляющую общей и индивидуальной работы. В нем на первый план выходит общая эмоциональная реакция на окружающее. От настроения зависит поведение, результаты деятельности и воспитательное воздействие человека.

Дата последнего обновления статьи: 09.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot