Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации

Определение 1

Психологическая реабилитация — это комплекс мероприятий медицинского, психологического, педагогического и социального характера. Они концентрируются на восстановлении и коррекции нарушенных психических функций, состояний; направлены на работу с личностным и социальным статусом раненых, инвалидов, а также тех, кто перенес заболевания или получил психическую травму.

Особенности экстренной помощи

Экстренная психологическая помощь включает систему краткосрочных мероприятий, которая направлена на оказание помощи человеку, группе людей или большому количеству пострадавших после чрезвычайной ситуации (события). Она проводится для регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния, сглаживания отрицательных эмоциональных переживаний, которые связаны с кризисными событиями. Проводится с помощью профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации.

Экстренную психологическую помощь можно оказать:

  • одному человеку (например, после изнасилования, грабежа, посягательства на жизнь и здоровье, дорожно-транспортного происшествия),
  • группе людей (например, членам семьи, профессиональному коллективу, группе незнакомых ранее людей, пострадавших в какой-либо ситуации),
  • большому числу пострадавших лиц (например, жертвам крупной аварии, катастрофы, стихийного бедствия).

Цель оказания экстренной психологической помощи заключается в поддержании психического и психофизиологического самочувствия и в работе с возникшими в ходе кризисной ситуации негативными эмоциями (страхом, чувством вины, гневом, беспомощностью и др.).

Замечание 1

Достижение поставленной цели способно существенно снизить риск появления отсроченных последствий у пострадавшего человека (психосоматических проблем, посттравматического стрессового расстройства и др.).

Задачи и принципы реабилитации детей, переживших экстренные ситуации

«Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные задачи, которые решаются в ходе деятельности по реабилитации, формулируются следующим образом:

  • Поддержать на оптимальном уровне психологическое и психофизиологическое состояние человека, оказать помощь при наступлении острых стрессовых реакций.
  • Предупредить отсроченные неблагоприятные реакции, в том числе с помощью избавления ребенка от неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего по причине наступления психотравмирующего события;
  • Предупредить и при необходимости прекратить проявление выраженных эмоциональных реакций, включая массовые;
  • Провести консультирование пострадавших, родных и близких лиц, а также специалистов, которые работают в условиях ликвидации последствий. Они должны знать об особенностях переживания стресса и горя.

Таким образом, задача психологической помощи заключается в ᴎнформационной поддержке и индивидуальной работе с пострадавшими.

Основные принципы работы с детьми, которые пострадали в результате экстренных и опасных ситуаций, заключаются в актуализации психологических ресурсов пострадавших и выстраивании перспектив на ближайшее будущее.

Замечание 2

При осуществлении психологической помощи и работе с пострадавшими выявляется группа риска, проводится работа с острыми стрессовыми реакциями, создается сеть социальной поддержки.

Пострадавшие должны получить возможность проявления реакции в виде аффективного состояния (истероидная реакция, плач, нервная дрожь, агрессия и др.). Базовым моментом здесь является поиск психологического ресурса в ходе оказания помощи. Лиц с симптомами психиатрических заболеваний необходимо направить в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи.

Особенности реакции детей и школьников на экстренные ситуации

Психологи утверждают, что как бы ни было больно, ребенку необходимо сообщить о смерти близкого человека сразу. Если отложить это на потом, то запоздалое сообщение способно породить обиду на всех близких и вызвать недоверие.

О смерти с ребенком должен говорить самый близкий человек из оставшихся родных. Это тот человек, которому ребенок больше всех доверяет, с кем он сможет разделить свое горе. Чем большую веру и поддержку найдет ребенок, тем лучшим образом пройдет его адаптация к дальнейшей жизни.

Рассмотрим несколько основных стадий психологического состояния ребенка, который попал в экстремальную ситуацию. В первую очередь возникает острый эмоциональный шок. Его можно охарактеризовать с помощью общего психического напряжения с преобладающим чувством отчаяния и страха наряду с обостренным восприятием.

На следующем этапе проявляется психофизиологическая демобилизация, для которой характерно значительное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния. Здесь преобладает чувство растерянности, панические реакции, снижаются моральные нормы поведения, уменьшается уровень эффективности деятельности и мотивации к ней, возникают депрессивные тенденции.

На второй стадии характер и степень психогенных нарушений в больше мере зависит не только от самой экстремальной ситуации (интенсивность, внезапность возникновения, продолжительность действия), сколько от особенностей личности пострадавшего, включая сохранение опасности от новых стрессовых воздействий.

На смену этой стадии приходит этап разрешения. Здесь происходит постепенная стабилизация настроения и самочувствия с сохранением пониженного эмоционального фона и ограничением контактов с окружающими.

Далее наступает стадия восстановления, для которой присуща активизация межличностного общения. На третьей стадии у человека, который пережил экстремальный стресс, наблюдается сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации. Он склонен оценивать собственные переживания и ощущения.

Актуальность приобретают в этом случае факторы, которые травмируют психику и связаны с изменением жизненного стереотипа. Они могут способствовать формированию относительно стойкого психогенного расстройства. Их особенность заключается в наличии выраженного тревожного напряжения и страха.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot