Основные направления зарубежной этнопсихологии
В начале 20 века большинство западных этнопсихологов развивали свои идеи в психоаналитическом русле. Несмотря на спорную методологию и концепты психоанализа, этнопсихологи активно использовали одну психоаналитическую идею в своих целях - идею социального взаимодействия.
По их мнению, представители одной этнической общности воздействуют друг на друга с помощью своих чувств, идей и настроений, которые соотносятся с их культурой на абстрактном уровне, нежели на осознанном или опосредованным практической деятельностью.
К началу 40-х годов в зарубежной этнопсихологии выстроилась доминирующая идея: влияние среды оказывает доминирующее воздействие на человека с младенчества. Это влияние накладывает определенный отпечаток на всю жизнь человека, формируя его основную личность - это некий средний психологический тип, преобладающий в каждом конкретном обществе, который составляет его массу.
Основная личность формируется на основе национального опыта и впитывает в себя тебя характеристики, которые делают личность восприимчивой и адаптивной к данной культуре.
По мнению этнопсихологов основная личность имеет иерархическую структуру:
- проективные системы этнической картины мира.
- принятые в данном этносе нормы поведения.
- принятые в данном этносе модели деятельности.
- система запретов.
- реальность, познаваемая через опыт,
Однако данная концепция представлялась довольно идеализированной, и на смену ей пришла концепция «модальной личности», ее отличие в том, что она допускала различные спектры проявлений общих свойств психического склада народа в реальности.
В 40-х годах также возрос интерес к исследованию проблемы национального характера, суть которой сводится к тому, что у каждого народа есть свой специфический национальный характер, который проявляется в определенном наборе черт, влияющем на сознание, поведение и мотивацию. Однако данная теория не раз подвергалась критике.
В 70-90 годы этнопсихологические исследования приняли характер кросскультурных изучений: как представители разных общностей взаимодействуют друг с другом, общаются.
В 80-х годах в этнопсихологии наблюдается некоторый кризис, связанный с переориентацией направления изучений культуры и личности.
Сейчас же этнопсихология преподается во многих зарубежным институтах и постепенно выходит из кризиса.
Французская школа: Л. Брюль, К. Л. Стросс
Леви Брюль утверждал, что представителям отдельных этнических сообществ свойственен характерный для них тип мышления. Л. Брюль отмечал, что тип мышления формируется под действием коллективистских представлений, которые выражаются в обычаях, обрядах, языковой специфике и культуре.
Л. Брюль говорит о том, что логика первобытных сообществ и современных сильно отличается, и это говорит об эволюции национальной психики. Логика первобытных людей определяется их практическим опытом и отличается «мистичностью».
Работы Л. Брюля раскрыли механизмы зарождения национального мышления и его влияния на поведение и поступки людей. Эти идеи повлияли на формирование концепции социально-психологических (этнических) архетипов - это совокупность специфически направленных ценностных ориентаций и ожиданий у представителей конкретных этнических общностей, которая определяет привычный для них диапазон эмоций и способов поведения.
Этнический архетип предается по наследству от других поколений, существуя на невербальном уровне в подсознании.
К. Леви Стросс - это французский этнограф и социолог, основным направлением исследований которого было исследование первобытных сообществ Южной и Северной Америки. Исследователь считал, что культура в разных национальных общностях обладает одинаковым набором признаков.
В связи с этим, К. Л. Стросс считал, что внутри социальных, культурных и национальных сфер заложены единые законы, которые управляют общностями. Исследуя традиционные правила и ритуалы, принципы организации первобытных сообществ, особенности национальных мифов и специфики языка, К. Л. Стросс пришел к такому выводу, что за всем разнообразием этих социальных форм поведения стоят некие общие механизмы и факторы. Он даже считал, что человека современного и примитивного объединяют общие принципы построения культуры.
Апогеем таких идей К. Л. Стросса стала концепция «нового гуманизма», суть которой сводится к тому, что нет сословных и расовых различий между представителями разных этнических сообществ, есть только то, что их объединяет.
Американская школа: Ф. Боас, А. Кардинер, Р. Бенедикт, Р. Линтон, М. Мид
В 30-е годы 20 века развитием этнопсихологии занималась в основном американская школа, которая отделилась от этнографии. Ее родоначальником считается немецкий физик и антрополог Франц Боас, а руководителем долгое время был антрополог и психоаналитик Абрам Кардинер.
Ф. Боас занимался исследованиями психологической динамики культуры, анализом ее психологических изменений, которые являются результатом аккультурации.
Аккультурация - это процесс взаимного влияния людей определенной культуры друг на друга, в ходе которого происходит восприятие одной из культур, которое выражается в заимствовании элементов другой культуры, возникновении новых феноменов культуры.
Следствием аккультурации является полная или частичная ассимиляция, в результате чего некоторые традиции, обычаи, нормы и ценности заимствуются и закрепляются в психическом складе представителей иной культуры.
Ф. Боас развивал идею культурного релятивизма, суть которой в том, что каждая культура являются уникальной, а ее заимствование сопровождается тщательным переосмыслением.
Абрам Кардинер руководил американской психологической школой после смерти Ф. Боаса: он занимался исследованиями национальной культуры и предложил идею о том, что национальная культура оказывает сильное влияние на развитие этнических групп, их отдельных представителей, их ценности, норы, а также способы общения и поведения.
А. Кардинер также был психоаналитиком и считал, что на формирование личности влияют «проективны системы», которые являются отражением в сознании базовых жизненных влечений, связанных с потребностью в безопасности, жилье, одежде и т. д. Различие в культурах и общностях между собой А. Кардинер видел в степени доминирования «проективных систем», а также степени их соприкосновения с системами «внешней реальности».
Рут Бенедикт - культурный антрополог, также представительница американской школы этнопсихологии. Она рассматривала культуру как совокупность предписаний для представителей конкретной этнической общности, которые проявляются в ее национальном характере и способах индивидуального самораскрытия в поведении личности. Рут Бенедикт считала, что каждая культура уникальна и неповторима, но ее составные части объединены в единое целое.
Маргарет Мид - ученица Ф. Боаса и Р. Бенедикт, занималась исследованиями своеобразия культурного характера общественного сознания этноса (это совокупность закономерностей психической жизни, обусловленная культурой). В ходе своих многолетних исследований архаических культур она пришла к выводу, что культурный характер общественного сознания в каждой культуре определяется набором главных для этой культуры норм и предписаний, представленных в форме традиций, обычаев и т. д.