Основы современной концепции специальной психологической помощи
Психологическая концепция – это определенный способ понимания какого-либо предмета или процесса.
Теоретико-методологической основой концепции специальной психологической помощи являются культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, теория отношений Б.Г. Ананьева.
Рисунок 1. Современная концепция психологической службы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В её построении важное значение имеют базовые положения таких теорий как психолого-педагогические закономерности развития ребенка, имеющего психофизические нарушения, развитие в условиях дизонтогенеза. В этих условиях требуется создание специальной коррекционно-развивающей среды – это внутрисемейные условия, создаваемые родителями. Данные условия будут способствовать оптимальному развитию ребенка, имеющего психофизические недостатки.
Влияние семейного фактора на особенности развития ребенка были выявлены современными авторами. Неблагополучие в семье нарушает развитие у ребенка. Атмосфера внутри семьи рассматривается как коррекционная, формирующая в ребенке положительные нравственные качества и позитивное отношение к миру.
Концепция построена таким образом, что важное значение в ней приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей.
Эмоциональная система и регуляция её деятельности в целом обеспечивает функционирование организма человека – это с одной стороны, а с другой стороны – гибкость и сензитивность аффективной сферы, в случае создания адекватных условий развития, позволяют оптимизировать характерологические черты, самосознание и познавательные процессы.
Структура личности в отечественной психологии рассматривается через систему отношений – с этих позиций личность является организованной и целостной системой связей с реальной действительностью. Целостность системы отношений в первую очередь зависит от отношения человека к самому себе и преломляется через самосознание личности.
В развитии личности самосознание является наиболее поздним психическим образованием, которое в процессе её развития структурируется и целеполагается. Оно помогает удовлетворить потребности в общении, самоидентичности, помогает найти пути соединения с миром в системе ориентаций.
Нарушить целостность системы отношений личности может искажение когнитивного компонента и преобладание эмоционального компонента отношений. Результатом этого у одной части людей может произойти нарушение адекватной регуляции поведения, у другой - происходят невротические проявления, а у третьей – психосоматические.
В концепции учитывается и тот факт, что родители, которые испытывают воздействие длительного психогенного фактора, оказываются на грани своих возможностей.
Конкретные формы психолого-педагогической и психокоррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, позволяет оказать им значительное содействие в преодолении сложностей социальной адаптации и обрести социальную нишу, как для себя, так и для своих детей.
Все факторы, определяющие характер внутрисемейных отношений, говорят об острой необходимости оказания помощи проблемным семьям.
Специальная психологическая помощь, её цели и задачи
В специальной психологической помощи нуждаются дети и подростки с отклонениями в соматическом, психическом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии. Отсюда, главная цель этой службы заключается в том, чтобы выявить, устранить и предотвратить дисбаланс между процессом обучения и развития детей, имеющих особые образовательные потребности, а также создать условия для социально-психологической адаптации.
Реализовать эту цель помогает решение диагностических, коррекционных, профилактических, организационно-просветительских задач.
Их конкретизация осуществляется в таких видах деятельности специалиста:
- психологической диагностике для выявления психологической структуры нарушения;
- разработке индивидуальной психокоррекционной программы;
- оценке социальной и учебной микросреды, для организации оптимальных условий развития и обучения;
- помощь педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания;
- организация консультирования педагогов в развитии взаимодействия между учащимися, как в процессе обучения, так и за пределами этого процесса;
- психологическое консультирование семей по вопросам формирования адекватного воспитательного подхода к ребенку;
- обеспечение предпосылок эффективной интеграции детей в образовательную социокультурную среду;
- формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства;
- формирование потребности в психологических знаниях у педагогов, администрации образовательных учреждений, воспитателей, родителей у детей, желание использовать эти знания в работе с детьми, в собственном развитии.
Основу научно-методической деятельности составляют достижения самых разных отраслей зарубежной и отечественной психологии в области разработки психологических методов выявления, устранения, предупреждения отклонений в развитии.
В основе новых технологий службы специальной психологической помощи лежат знания специальной психологии, клинической психологии, а также смежных с ними областей психологических знаний и существующий опыт деятельности практических психологов.
Модели специальной психологической помощи
Суть психологической помощи заключается в системе воздействий на детей, имеющих недостатки в развитии психических функций и личностных свойств.
Виды психологической помощи, сложившиеся в мировой практике различаются по характеру решаемых специалистами задач – это:
- рекомендации по подготовке к школе;
- дальнейшее обучение и профессиональная ориентация;
- выявление причин имеющихся трудностей в учении;
- психотерапевтическое, психокоррекционное воздействие.
Психологическую помощь могут оказывать не только психологи, но и другие специалисты – психотерапевты, педагоги, врачи психиатры, социальные работники и др.
Специальная психологическая помощь имеет несколько моделей развития:
- Модель педагогическая, включающая помощь родителям, для чего педагог-консультант анализирует вместе с родителями ту ситуацию, которая сложилась и вырабатывает меры по изменению этой ситуации;
- Модель диагностическая, которая используется достаточно широко. Диагностируются дети и подростки, имеющие отставание в развитии, отклонения в поведении, трудности в учебе;
- Модель социальная, применяющаяся при консультировании тех семей, где есть дети с проблемами в развитии. Данная модель предполагает общение семей между собой, которые могут происходить в городских и районных социальных службах, семейных клубах;
- Модель медицинская, связанная с усилиями специалистов, направленные на оздоровление детей, на психологическую адаптацию членов семьи, если там есть больной ребенок;
- Модель психологическая, в основе которой лежит анализ особенностей формирования познавательных процессов ребенка с отклонениями в развитии для оказания всесторонней психологической помощи.
Психологи, работающие в сфере образования, соприкасаются не только с отдельными учащимися, но и с группами, классами, родителями детей, учителями.
В отличие от России, в США выделяют две системы психологической службы – прямую и непрямую. Наиболее распространенным вариантом является «прямая» служба, где психолог работает лично с учащимся. Это традиционный вариант, предусматривающий непосредственный контакт ребенка и специалиста.
Что касается «непрямой» службы, то она предполагает связь психолога с педагогами и родителями, а также с теми, кто непосредственно общается с «проблемными» детьми. В этой службе основными видами работы являются консультации, тренинги для педагогов и родителей.
Обе службы имеют общую цель, которая заключается в коррекции проблем. В «непрямой» службе есть ещё дополнительная цель – пополнение знаниями, как профессионалов, так и не профессионалов для дальнейшего их использования. Психолог, таким образом, должен обладать знаниями обоих вариантов службы и применить наиболее надежный вариант в том или ином случае.