Софья Николаевна Лысенкова (24 февраля 1924 — 6 декабря 2012), педагог-новатор
Краткая биография
Родилась в 1924 году в Москве.
По окончании 10-го класса в 1945 году поступает в 11 (профильный, педагогический) класс, организованный на базе школы №349 г. Москвы.
По окончании педагогического класса в 1946 году начинает работать в качестве учителя начальных классов московской школы №587. Более чем за двадцать лет непрерывной работы педагогом начальной школы, сформулировала основные тезисы, описывающие методику опережающего обучения, которая до сих пор имеет как сторонников, так и критиков.
Является заслуженным учителем школы РСФСР (звание присвоено в 1981 году), в 1990 году С.Н. Лысенкова удостоена звания «Народный учитель СССР», а в 1999 году была награждена высшей отраслевой наградой – медалью К.Д. Ушинского.
До последних дней жизни осуществляла педагогическую деятельность.
Умерла в 2012 году в Москве.
Вклад в науку
В педагогическую науку вошла как автор методики опережающего обучения (в некоторых литературных источниках данная методика также называется перспективным обучением). Самим автором методика названа «перспективно-опережающим обучением».
Методика С.Н. Лысенковой является общепедагогической, гуманистической, реализуемой в традиционной классно-урочной системе с использованием элементов дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Сутью данной методики является использование в процессе обучения младших школьников опорных схем и осуществление комментируемого управления учебного процесса. В качестве преобладающего метода обучения применяется объяснительно-иллюстративный с элементами диалога.
Концептуальными положениями методики предполагается:
- реализация личностного подхода в сотрудничестве с учащимися;
- главным условием развития школьников называется достижение успеха каждым учащимся;
- наличие в классе доброжелательности, взаимопомощи, при возникновении трудностей комфортная обстановка в классе позволяет ребёнку не бояться ошибок и не стесняться сверстников;
- главное в работе – предупреждать ошибки, а не работать над ними;
- реализация принципов последовательности и системности в содержании учебных материалов;
- осуществление дифференциации, планирование доступных заданий для каждого ученика;
- организация постепенной работы, в результате которой становится доступна полная самостоятельность при выполнении заданий;
- обучение незнающих учащихся знающими.
Методика С.Н. Лысенковой предполагает организовывать усвоение учебного материала учащимися при прохождении трёх этапов.
На первом этапе реализуется перспективная подготовка младших школьников – путём медленного последовательного знакомства учащихся с новым понятием раскрывается тема урока. На данном этапе активно развивается доказательная речь, широко используются опоры. Планируется выполнение практических работ с использованием комментируемого управления. Ответы на вопросы учитывают желания детей. Активность на данном этапе урока проявляют сильные ученики.
На втором этапе проводится работа по учебнику – уточняются понятия, обобщается учебный материал. На данном этапе ученики способны к сознательной ориентации в схемах-обобщениях, владеют доказательствами, могут справиться с самостоятельным заданием. На этом этапе предусматривается введение домашних заданий по трудным темам на подготовленных материалах. Данный этап позволяет вводить моменты опережения, так как большинство заданий уже выполнены школьниками.
На третьем этапе используется сэкономленное время. Уже не используются схемы, происходит формирование навыка быстрого действия. На данном этапе происходит рождение новой перспективы, школьники уже не сталкиваются с трудностями.
Важным методическим приёмом, используемым в методике, является приём комментируемого управления, который представляет собой по сути ответ ученика с места о том, что он делает в данный момент, данный приём оказывает помощь в оптимальном включении в работу всего класса, с помощью комментируемого управления ведётся непрерывная обратная связь со всеми учениками класса.
Ещё одним приёмом является использование опорных схем (опор), которые представляют собой выводы, рождающиеся в процессе объяснения нового материала, это могут быть таблицы, карточки, наборное полотно, чертежи, рисунки. Применение опор избавляет от механической зубрёжки основных правил. Они усваиваются школьниками осмысленно – при составлении правил по опоре, выполнении практического задания (решение примеров, задач, уравнений, выполнение грамматических заданий).
Основные труды
Основные труды С.Н. Лысенковой посвящены описанию сути методики, доступным языком с большим количеством примеров даются практические рекомендации по использованию апробированной в течение длительного времени методики на практике при проведении уроков в начальной школе. В качестве основных, можно выделить:
- Когда легко учиться (1985),
- Методом опережающего обучения (1988),
- Я читаю. Я считаю. Я пишу: Как учить маленьких (2001).