Сущность социометрического статуса ребенка дошкольного возраста в группе детского сада
Социометрический статус – это то положение, которое занимает субъект в системе межличностных отношений в конкретной малой социальной группе.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение и вхождение его в группу сверстников оказывает значительное влияние на изменение его социального статуса. Новый социальный статус дошкольника имеет особое значение для развития ребенка, так как с этого момента он устанавливает свои первые связи, часть из которых сохранится и во взрослой жизни. Вне таких связей успешное развитие ребенка попросту не возможно, равно как и не возможно всестороннее формирование его личности.
Детский сад предоставляет детям возможность значительно расширить собственный социальный опыт, посредством взаимодействия со сверстниками, которые выступают не только в качестве партнеров по играм, но и партнеров по иным видам детской деятельности. Организуемая воспитателями детская деятельность способствуют их личностному развитию, через общение друг с другом.
В ходе взаимодействия детей в группе ДОУ происходит групповая дифференциация, в результате которой среди детей выделяются лидеры, звезды, отверженные и др. Такое выделение способствует формированию определенной иерархии в детском коллективе.
Социометрический статус детей дошкольного возраста в группе ДОУ выявляется воспитателями в процессе повседневного наблюдения за детьми и общения с ними. В ходе такого исследования воспитатель устанавливает детей, которые пользуются популярностью среди сверстников, то есть тех, с кем дети предпочитают общаться, чаще приглашают в игры и дела, проявляют им свою симпатию. Кроме того, выделяют детей, для которых ситуация взаимодействия со сверстниками складывается не так благоприятно. Это дети чаще всего играющие в одиночку, а если их и приглашают в совместные игры, то дают второстепенные и незначимые роли. К мнению таких детей не прислушиваются, зачастую игнорируют их высказывания и идеи. Все это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностного взаимодействия со сверстниками складываются неблагоприятно для их социального и личностного развития.
Очень важно обращать внимание на социометрический статус ребенка в группе детского сада, так как развитие контактов со сверстниками имеет особо важное значение для формирования личности ребенка и отношения к самому себе (самооценки).
Выделяя из группы детей с низким социометрическим статусом, воспитатель должен принять все необходимые меры для того, чтобы повысить статус ребенка. Для этого необходимо организовывать совместные игры, подчеркивать достоинства ребенка, рассказывать его хороших поступках и т.д. То есть, проводить работу, направленную на формирование положительной оценки и симпатии у сверстников к конкретному ребенку.
Типы социометрического статуса дошкольного в группе детского сада
Выделяют следующие типы социометрического статуса детей дошкольного возраста в группе детского сада:
«Звезды» (популярные) – это внешне привлекательные дети, которые достаточно уверены в себе, пользуются авторитетов в группе сверстников. Такие дети зачастую являются лидерами в играх и детской деятельности, с ними охотно дружат и общаются другие дети из группы.
Лидеры – это дети, которые отдают предпочтение в играх и общении одним и тем же детям, то есть определенному ограниченному кругу друзей или одному постоянному другу. Несмотря на явные предпочтения, дети не конфликтуют с другими детьми группы, а в своем кругу они признаются безоговорочными лидерами.
Предпочитаемые – это дети, которые достаточно хорошо общаются и взаимодействуют практически со всеми детьми в группе, с ними хотят дружить и играть большинство детей.
Пренебрегаемые - это дети, которых в группе попросту не замечают, их как бы нет. В основном к таким детям относятся очень тихие и малоактивные, предпочитающие играть в одиночке и не стремятся устанавливать взаимоотношения и контакты со сверстниками. Как показывает практика, чаще всего это дети, которые недавно поступили в группу, редко посещают детский сад вследствие частых болезней.
Изолированные – это дети, которых сверстники отвергают, не принимают в игры и совместную деятельность. Очень часто это дети внешне малопривлекательные, имеющие выраженные физические дефекты, нервозные, чрезмерно конфликтные и негативно настроенные по отношению к другим детям группы.
Негативное влияние низкого социометрического статуса
Низкий социометрический статус ребенка дошкольного возраста в группе детского сада оказывает негативное влияние на все сферы психики ребенка (коммуникативную, аффективно-эмоциональную, когнитивную, морально-волевую).
Дети, имеющий низкий социометрический статус относятся к группе риска по возникновению неврозов, аддитивного поведения и эмоционального нарушения личности.
Очень часто дети с низким социометрическим статусом имеют неадекватную самооценку, которая может быть заниженной, завышенной, противоречивой и даже конфликтной. Они испытывают сложности в общении и взаимодействии не только со сверстниками, но взрослыми. Редко проявляют инициативу, и практически не высказывают открыто свои мысли и идеи. Поведение характеризуется признаками дезадаптации и девиации. Таким детям свойственны боязливость, неуверенность и минимальная самореализация.
Причиной низкого социометрического статуса может быть отвержение, неприятие родителями, особенно матерью ребенка. Такие взаимоотношения вызывают у него неудовлетворенность потребности в любви, ласке и защите.
Низкий социометрический статус ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. В целом этот фактор является проявлением неблагополучия личности.