Понятие большой социальной группы
Большая социальная группа является социальной общностью, члены которой при отсутствии прямых контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами группового коммуникативного процесса. Отличие такого рода социальных групп от массовых общностей заключается в наличии структурно-функциональной формы организации.
Среди признаков большой социальной группы можно выделить такие моменты, как:
- Наличие структурной и функциональной организации.
- Социально-психологическая регуляция жизнедеятельности больших групп посредством группового сознания, обычаев и традиций.
- Формирование определенного психического склада, групповой психологии.
- Оказание влияния на формирование соответствующего склада личности.
- Существование определенного набора социальных норм, которые регулирую взаимодействие внутри группы.
Уровни развития больших социальных групп
В традиционной классификации выделяют три уровня развития большой социальной группы:
- типологический,
- идентификационный,
- солидаристский.
Первый из указанных уровней характеризуется тем, что люди, которые входят в группу типологического уровня, характеризуются наличием общих признаков, которые не являются базой для формирования психологической общности. Иначе говоря, группы на данном уровне не отличаются единством.
Второй уровень, наоборот, связан с тем, что наблюдается формирование группового самосознания. Это свидетельствует о том, что членами группы осознается собственная принадлежность к указанной группе, наблюдается идентификация с другими членами группы.
Третий уровень связан с осознанием тех, кто входит в группу, общности интересов, а также готовности группы к каким-либо совместным действиям для достижения общих целей.
Среди факторов, которые определяют тот или иной уровень психологической общности группы можно выделить следующие моменты:
- идентификация членов группы;
- гетерогенность и гомогенность группы;
- особенности внутригрупповых коммуникаций, степень открытости группы межгрупповому коммуникативному процессу, а также влиянию средств массовой информации или общественного мнения;
- социальную мобильность, то есть переход людей в другие социальные группы;
- общественно-исторический опыт группы;
- идеологию объединения людей.
Классификации больших социальных групп
На сегодняшний день существует довольно много разработанных классификаций больших социальных групп. Среди критериев классификаций выделяют такие параметры, как:
- время существования;
- организованность-неорганизованность;
- характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей;
- контактность членов группы; открытость-закрытость;
- фактор возникновения (стихийность, сознательность);
- условность-реальность.
Общественное благо как главная социальная ценность
В качестве главной социальной ценности выделяется общественное благо. Данное понятие было введено еще Аристотелем в его работе «Политика». В состав общественного блага входят: идея справедливости, социальное единение в процессе достижения наиболее значимых общественных целей, которые формируют благополучие общества. Затем в $XIX$ и $XX$ вв. была сформулирована главная формула общественного блага, которая звучала следующим образом: «Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им».
В качестве производных от понятия «общественное благо» стали выделятся такие понятия, как «качество жизни», «уровень жизни», «жизненные стандарты», «благоденствие нации». При этом степень социальной ориентации политического руководства общества характеризовалась ее направленностью на достижение общественного блага.