Социальные эмоции – это эмоции, возникающие при удовлетворении социальных потребностей и зависящие от мыслей, чувств или действий других людей.
Сущность и механизмы формирования социальных эмоций
Эмоции во все времена привлекали к себе внимание множества ученых. В последнее время этот феномен представляет существенный интерес для педагогики, философии, педагогики, логопедии и прочих научных направлений.
Проблемам эмоций уделялось внимание в отечественной и зарубежной науке. Тем не менее, следует отметить односторонний характер современных и старых теорий эмоций (например, психоаналитической теории Фрейда, интеллектуалистической теории Спенсера, когнитивной теории Арнольда и др.). Ч. Дарвин использовал биологический и социальный подходы при изучении понимания природы эмоций в своем труде «Выражение эмоций у человека и животных».
Российские психологи пишут, что эмоции представляют собой особую форму отношения к предметам и явлениям действительности. В связи с этим принято рассматривать несколько аспектов данных процессов:
- Переживание (специфичность эмоций состоит в переживании событий и отношений);
- Отношение (эмоции представляют собой форму активного отношения индивида к окружающему миру);
- Отражение (эмоции становятся специфической формой отражения значения объекта для субъекта).
Перечисленные аспекты показывают, что возникновение эмоций происходит при сложнейшем взаимодействии объекта и субъекта. Они полностью зависят от особенностей предметов, которыми вызываются.
Если индивид оказался в проблемной социальной ситуации и начинает переживать фрустрацию, то характер и параметры его эмоций могут зависеть от того, что влияет на органы чувств, и от того, каким образом он объясняет себе данное воздействие.
Социальное опосредование эмоций детей дошкольного возраста связано с тем, что один из типов адаптации представлен социальной адаптацией. В качестве ее сензитивного периода и выступает дошкольный возраст. В это время дети очень впечатлительны, открыты для усвоения социальных и культурных ценностей, стремясь к признанию себя среди других. У них ярко отслеживается неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения.
Особенности социального опосредования эмоций
Социальные эмоции предназначены для регулирования деятельности человека. Они предопределяют широту и характер отношений с окружающим социумом, оптимизируя процесс вступления в новую деятельность.
Социальные эмоции являются основой поведения дошкольника, причиной его благополучия (неблагополучия). Для детей большую роль играет признание, принятие другими, особенно близкими и значимыми людьми. Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать способы взаимоотношения с окружающими. От того, какие эмоции будут преобладать в этом процессе (позитивные или негативные), полностью зависит тип поведения и личностное становление. Эмоции, таким образом, становятся значимым фактором, который определяет вхождение личности в социум.
Социальное опосредование эмоций формирует адекватное эмоциональное отношение к социальным нормативам. В этом случае социальные эмоции представлены эмоциональным отношением к усвоенным социальным представлениям. Оно опосредовано эмоциональными эталонами, которые приняты в социуме, а также и особенностями межличностных отношений в семьях.
Социальные эмоции возникают в ходе вхождения дошкольника в социум. Они способны сделать их способными к сотрудничеству и сочувствию. Этот тип эмоций связан с переживанием отношения к окружающим людям.
Большую роль в социальном опосредовании эмоций детьми дошкольного возраста играет личностный опыт и субъективные переживания. Понимание собственных эмоций и чувств — это важный и неотъемлемый момент в становлении личности растущего человека. При наличии кажущейся простоты распознавания и передачи эмоций – это достаточно сложный процесс. Он требует от ребенка соответствующих знаний и уровня развития.
Социальное опосредование эмоций дошкольником
Социализация дошкольника представляет собой важный процесс, который проходит благодаря возникновению социальных эмоций. Они способны появляться лишь в той ситуации, когда он взаимодействует с социумом. Социальные эмоции оказывают воздействие на все дальнейшее будущее ребенка, включая психическое здоровье и отношение окружающих к нему.
Социальный опыт, который накапливается на данной стадии развития, помогает обнаружить потенциал ребенка старшего дошкольного возраста. Он способствует хорошему обучению в школе, а позже помогает вступить в совершеннолетнюю жизнь. У детей дошкольных лет организация доступных действий (игровые, художественные, познавательные), стиль общения с коллективом детей и взрослых отражают возрастное становление социальности и зрелости.
Т. В. Захаровой и А. А. Моисеевой в исследованиях были выявлены принципы системного подхода. В соответствии с ними социальные эмоции рассматриваются в качестве сложного структурного образования (системы), которая включает различные типы (нравственные/моральные, эстетические, интеллектуальные эмоции) и компоненты (аффекты, сами эмоции, чувства).
Помимо этого, в соответствии с мнением этих же ученых, социальные эмоции входят в состав более сложных образований (надсистем). Они состоят из:
- Социального здоровья;
- Социального и эмоционального интеллекта;
- Нравственной сферы личности;
- Социального поведения.
Часть ученых рассматривает социальные эмоции в качестве устойчивого эмоционального биполярного отношения человека к усвоенным социальным нормам. Оно выражено как основа всего поведения или ответная реакция на происходящие события в социуме.