Сущность понятия «самоотношение»
Самоотношение – это понятие, которое используется для обозначения специфики отношения личности к себе.
Единого понятия «самоотношения» в современной психологии не существует, а в разных психологических школах за всю историю психологической науки термин использовался в разной интерпретации – «Я-концепция», «Я-образ», «самоуважение», «глобальная самооценка» и др.
Впервые данный термин ввел в употребление в 1974 г Н.И. Сарджвеладзе – грузинский психолог, который самоотношение определял как отношение субъекта потребности к ситуации её удовлетворения, направленное на себя. Он классифицировал это понятие как подкласс социальной установки. Надо сказать, что данная проблема поднималась намного раньше, и в рамках классической психологии её поднимал У. Джеймс.
Проблему самоотношения рассматривали и неофрейдисты и в частности Э. Эриксон. Он употребляет термин «Эго-идентичность», схожее по своему значению с самоотношением и указывает, что это не просто сумма ролей, принятых индивидом. Он считал, что это сочетание возможностей и идентификаций индивида, воспринимаемых им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром и знание о том, как реагируют на него другие.
Проблему самоотношения отечественная психология рассматривала в границах психологических категорий «установка», «личностный смысл», «отношение», «социальная установка», «самосознание».
Н.И. Сарджвеладзе считал отношение к себе одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности, а диспозицию ученый определял как предрасположение к взаимодействию личности и с самим собой и с социумом как фиксированную установку субъекта жизнедеятельности.
А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев рассматривают самоотношение как единство содержательных и динамических аспектов личности, как меру осознания себя и эмоционально-ценностного принятия себя как ответственного начала социальной активности.
Изучая психологию смысла, Д. Леонтьев ввел категорию «личностный смысл», который, по его мнению, является составляющей образов восприятия и представления объектов и явлений и отражающей их жизненный смысл для субъекта. Проблему самоотношения Д. Леонтьев рассматривал и в рамках теории личности, выделяя в структуре личности инстанцию «Я». Он определял её как форму переживания человеком своей личности. Среди граней «Я» он выделял самоотношение или смысл «Я», считая, что самоотношение описать одним знаком невозможно, потому что важно различать самоуважение и самопринятие. К важным характеристикам самоотношения он относил его целостность, интегрированность, автономность, не зависящих от внешних оценок.
И. Чеснокова рассматривала проблему самоотношения через самосознание, подчеркивая при этом, что самосознание в психической деятельности является очень сложным процессом.
Таким образом, рассматривая самоотношение, большая часть авторов отмечает неразрывную его связь с окружающей культурной и социальной средой, а также интеграцию его составляющих в единое «Я».
Структура самоотношения
Среди отечественных психологов структуру самоотношения рассматривали И. Чеснокова, С. Пантилеев, В. Столин, Н. Сарджвеладзе.
И. Чеснокова в структуре самосознания выделяла когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, определяя их соответственно, как самопознание, эмоционально-ценностное отношение, саморегуляцию поведения. Данные компоненты имеют свою тенденцию к интеграции, свое отражение, взаимосвязь и взаимообусловленность друг друга. Знания о себе являются центральным звеном самопознания и приобретаются через соотнесение себя с другими и самоанализом.
Формирование единичных образов себя происходит через деятельность, общение, восприятие литературы и искусства – это первый уровень накопления знаний о себе. В дальнейшем человек использует более продвинутые способы получения знаний о себе, сопоставляя образ Я, с требованиями общества и своими требованиями.
Обобщенный образ себя со своими свойствами, особенностями, характеристиками человек приобретает в ходе интеграции знаний путем самоанализа. Полученные о себе знания, вызывают соответствующие переживания, которые в свою очередь являются основой эмоционально-ценностного самоотношения.
В процессе развития переживания трансформируются, и неосознаваемая их форма становится ясно осознаваемой. В процессе развития также происходит углубление содержательной и мотивационно-побудительной сферы.
На формирование эмоционально-ценностного компонента самосознания влияние оказывает целый ряд факторов, среди которых И. Чеснокова выделяет литературу, искусство и др.
Интеграция самопознания и эмоционально-ценностного отношения образуют самооценку личности, которая выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности человека – это основная функция самооценки.
Самооценка, являясь частью структуры мотивации деятельности, дает возможность человеку непрерывно соотносить свои возможности и внутренние психологические резервы с целями и средствами деятельности.
Самооценка лежит в основе саморегулирования, а это творческое отношение к собственной личности, которое заключается в стремлении изменить и улучшить себя.
И. Чеснокова понимает саморегуляцию как форму регуляции поведения, включенность в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, начиная от мотивирующих компонентов и кончая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения.
С развитием личности идет совершенствование процесса саморегулирования. Процесс саморегулирования, зависящий от общего уровня самосознания, проходит стадии становления от возраста младенца до зрелого возраста.
Саморегуляция, считает И. Чеснокова, формируется сначала в системе «Я и другие», а затем переходит в систему «Я и Я». Обе эти системы взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга, способствуя, тем самым, развитию саморегуляции поведения человека и в целом развитию самосознания.
Социально-психологические особенности самоотношения женщин с избыточным весом
На сегодняшний день актуальнейшей является проблема лишнего веса у женщин.
Самоотношение – это устойчивое отношение человека к самому себе, которое проявляется в одобрении или неодобрении себя, убежденности в собственной значимости и ценности.
Зная свои качества и степень их выраженности, человек по этому поводу испытывает определенные чувства и эмоции, определяет позитивное или негативное самоотношение.
Большинство исследователей основными социально-психологическими факторами избыточного веса у женщин, считают проблемы межличностных отношений, включая разрыв близких отношений, одиночество, стрессы, депрессии и др.
Психическое неблагополучие человека или недостаток положительных эмоций, компенсируются приемом пищи, причем в чрезмерном её количестве. Ряд авторов указывают на то, что женщины с избыточным весом излишне ранимы, имеют чувство собственной несостоятельности, поэтому их избыточный вес – это своего рода защита от этого чувства.
Исследователи также отмечают наличие внутреннего конфликта у женщин с избыточным весом. Употребление пищи у них связано не с чувством голода, а с недовольством собой, усталостью и сексуальной неудовлетворенностью. Хорошо осознаваемой потребностью этих женщин является потребность в признании, поддержка и самоутверждение.
Исследователи данной проблемы также констатируют, что у женщин с избыточным весом, есть такие негативные проявления, как отрицательное эмоциональное состояние, тревожность, страхи, негативное самоотношение.
Женщины с избыточным весом склонны к защитному поведению, избирательному отношению к себе, к трудностям в самопринятии, они недостаточно уверены в себе, таким образом, у них налицо негативное самоотношение.
Отличительными особенностями женщин с избыточным весом являются:
- собственная неспособность контролировать отношения с другими людьми;
- выраженность агрессивных тенденций;
- повышенная враждебность;
- низкая самооценка своей сексуальной привлекательности;
- тенденция к переживанию негативных эмоций;
- уход от проблем в условиях эмоционального напряжения.
Рассматривая эту проблему, специалисты считают, что особенности самоотношения женщин с избыточным весом требуют большого внимания – здесь необходимы разработки практических методов коррекции самоотношения женщин с избыточным весом. Для решения этой проблемы необходимым условием является психологическое консультирование.