Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-психологические аспекты одаренности

Определение 1

Одаренность – это высокий уровень развития способностей, который определяет сферу той деятельности, в которой человеком могут быть достигнуты большие успехи

Подходы к исследованию одаренности

В настоящее время существует большое количество разнообразных концепций и теорий одаренности, кроме того выделяют ряд подходов к исследованию одаренности, основными из которых являются:

  1. Одаренность во взрослой жизни является последствием своевременно выявленной и развитой одаренности в детстве.
  2. Одаренность представляет собой потенциал, который необходимо постоянно развивать, учитывая индивидуальность ребенка, его возможности и потребности.
  3. Одаренность оказывает определенное влияние на общее развитие ребенка – одаренные дети развивается значительно быстрее своих сверстников.
  4. Одаренность, также как и успеваемость, можно рассчитать и оценить по специально разработанной шкале. В зависимости от полученных показаний, следует давать ребенку учебную нагрузку.

Таким образом, вопрос одаренности остается дискуссионным и в настоящее время. Разные исследователи по-разному подходят к вопросу изучения одаренности, ее развитию, разработке и совершенствованию методов, средств и приемов работы с одаренными детьми.

Основными элементами одаренности являются:

  1. Наличие специфической стратегии деятельности (быстрое освоение разных видов деятельности, их успешное самостоятельное применение и т.д.).
  2. Индивидуальный и своеобразный вид деятельности (учебной, поисковой, творческой и т.д.).
  3. Особенная организация знаний (системность, структурированность, категориальность, свернутость).
  4. Своеобразие типа обучаемости (быстрый или напротив замедленный).

Психологические преграды для успешности одаренных детей

Замечание 1

Одаренность с психологической точки зрения рассматривается как потенциал личности, направленный на устранение помех, мешающих ее развитию. То есть, в развитии одаренности имеются специфические проблемы, которые требует креативного подхода к их разрешению и устранению.

«Социально-психологические аспекты одаренности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные проблемы одаренных детей, которые связаны с основными чертами их одаренности:

  1. Наличие большого количества знаний и фактов, хорошая долговременная память. Все это вызывает скуку на обычных школьных занятиях и если своевременно не предпринять меры, то постепенно у ребенка сформируется неприязненное отношение к школе.
  2. Высокий темп мышления. Общаясь со сверстниками, имеющими стандартное мышление, одаренный ребенок постепенно разочаровывается в них. Общение со временем сводится «на нет», так как оно скучно и непривлекательно для одаренного ребенка.
  3. Высокая проницательность. Одаренный ребенок зачастую негативно относится к тем, кто не понимает учебный материал, а попросту его «зубрит». Для него важно не просто владение информацией, а умение ее распоряжаться.
  4. Креативность. Зачастую приводит к таким отрицательным формам поведения как нигилизм, нонконформизм, девиантное поведение и т.д.
  5. Наличие высокой концентрации внимания на том предмете или объекте, который в данный момент заинтересовал одаренного ребенка. В том случае, если помешают, то ответом могут быть аффективные реакции.
  6. Множественность интересов и любопытство. При неправильной организации учебной и познавательной деятельности, ребенок берется одновременно за несколько дел, при этом не доводит их до конца.
  7. Чувство превосходства над сверстниками с нормой развития. Может проявляться в виде высокомерности, повышения самооценки, нетерпимости к другим и т.д.
  8. Ярко выраженные вербальные способности, обширный словарный запас. Такие способности требуют применения на практике, что вытекает в спорах со сверстниками.
  9. Радикальны и нестандартные решение, что может привести к тому, что люди с нормой развития посчитают ребенка «странным».
  10. Целеустремленность и настойчивость. Данные качества приводят зачастую к тому, что одаренный ребенок не способен работать в коллективе или группе, он не умеет сотрудничать со сверстниками.
  11. Раннее абстрактное мышление. Одаренные дети в достаточно раннем возрасте начинают задумываться о взрослых проблемах и вопросах (смерть, смысл жизни и т.д.). Ввиду отсутствия необходимого жизненного опыта у них может быть сформировано неверное представление на исследуемые вопросы и проблемы.
  12. Достаточно глубокое проникновение в проблему – отрицательное отношение к рамкам, шаблонам, срокам и т.д.
  13. Толерантное отношение к сложностям и неопределенностям, в результате чего, одаренным детям достаточно сложно принять решение или построить собственную карьеру.

Психологические кризисы одаренных детей

Помимо поведенческих проблем, одаренные дети имеют ряд психологических проблем, которые могут оказывать негативное влияние на успешность адаптации в современном обществе. Данные проблемы принято называть кризисами, так как они возникают при наличии совокупности поведенческих проблем.

Одним из основных психологических кризисов является постепенное искажение и завышение самооценки.

Определение 2

Самооценка – это один из мощнейших регуляторов творческого и личностного роста.

Завышенная самооценка не позволяет одаренному ребенку выстроить продуктивные отношения со сверстниками, так как он считает их «глупыми» и «неразвитыми». Зачастую отношение к сверстникам как бы «свысока» настраивает их против ребенка, делая его изгоем в классе или группе.

Еще одним психологическим кризисом является возникновение синдрома «эмоционального выгорания». Он проявляется в недовольстве собой, сопряженном с чувством вины, и тревожными состояниями.

К числу крайне опасных психологических кризисов относится кризис, получивший очень точное название, — «звездная болезнь».

Определение 3

«Звездная болезнь» - это психологическая деформация личности, которая является следствием достижений, сопровождается аберрацией сознания, проявляется в социальной дезадаптации и ведет к профессиональной непригодности в силу стагнации, фрустрации и деградации потенциала.

Дата последнего обновления статьи: 14.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot