Формы общения в Интернете
Изучением особенностей культуры общения в интернет-пространстве, а также работы психики в условиях использования человеком интернета и различных сетевых сервисов (чатов, онлайн-игр, интернет-платформ). занимается киберпсихология.
Исследования в киберпсихологии выделяют основные формы общения в интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными сферами коммуникации являются чаты, а также многопользовательские компьютерные игры, в которых есть элементы обратной связи для игроков между собой. Наименее интерактивными являются почтовые сервисы, а также всевозможные телеконференции.
Хотя в контексте актуальной ситуации, в рамках которой повысилась степень удаленной работы, общение по почте и работа в конференциях значительно увеличилась. Тем не менее, популярность общения в чатах и на игровых платформах связана именно с присутствием онлайн и отсутствием заданных конкретных тем, в то время как конференции и мэйл-общение связаны с заданной темой и не всегда подразумевают оперативный ответ.
Общение в чатах и мессенджерах организуется ради самого общения и чаще носит неформальный характер. Онлайн игры также подразумевают под собой элементы неформального общения, но в них присутствует больше целенаправленности: то есть это общение может быть неформальным, но основной его вектор направлен на ход игры, а точнее на ее цель - выиграть.
Психологи выявили основные потребности в общении, которые удовлетворяет человек в интернете:
- потребность в поддержке: возможность запросить поддержку, откровенно пообщаться возрастает в интернет-пространстве за счет его анонимности и сниженности коммуникативных барьеров,
- потребность в стимуляции: новые подписчики, друзья, комментарии, лайки - все это является элементом новизны, который формирует у нас ощущение того, что мы интересны этому миру,
- потребность в событиях: склонность следить за новостями, событиями в других странах или других людей (близких или нет) - все это формирует ощущение «наполненности» и динамичности жизни,
- потребность в достижении и признании: возможность поделиться на своей странице своими достижениями и успехами, собрать отклик на эту новость, что подтверждает в нас уверенность в себе и собственных успехах,
- потребность в структурировании собственного времени: общение с кем-то, скроллинг новостей - все это упорядочивает время.
Основные характеристики общения
Интернет пространство обладает специфическими характеристиками, которые формируют специфичность коммуникации.
- во-первых, в Интернете существенно редуцируются средства коммуникации - исчезает невербальный компонент, трансформируется проявление эмоций, которые выражаются в стикерах или эмоджи. При этом, человек не сам выражает свои эмоции, а подбирает наиболее подходящий для его состояния визуальный образ. Это может влиять на то, что степень осознавания собственных эмоций, а также навыки их экспрессии существенно снижаются;
- во-вторых, возникает ощущение неоднозначности в общении: поскольку невербальный компонент отсутствует, то возникает возможность скрыть собственные эмоции или выразить тех, которые на самом деле не испытываешь. Именно этой возможностью и пользуются мошенники, манипуляторы и т. д.
Отсутствие физической представленности партнеров по общению создает эффект анонимизации - уходит большое число коммуникативных барьеров, люди могут общаться в сети так, как не делают это в обычной жизни. Человек в целом может создавать любой образ себя, которым он хотел бы стать, но по какой-то причине не может, аватары в интернете дают возможности для реализации наших собственных фантазий о самом себе. Мы можем стать кем угодно, какого угодно пола и написать о себе все, что угодно.
С одной стороны, анонимизация создает большой маневр для личностных самопрезентаций, освоения новых коммуникативных ролей и способов общения. Но с другой стороны, это формирует и некоторую беспомощность в реальном мире: без непосредственной практики в реальном общении, наши самопрезентации останутся фантазиями, и человеку захочется возвращаться к ним, а не в реальность, потому что в реальности больше условий общения, чем в Интернете.
Еще одним эффектом общения в социальных сетях, который сопряжен с анонимизацией - это растворение ответственности. Находясь по ту сторону экрана, за виртуальными аватарами самих себя, у пользователей возникает ощущение, что все, что они делают в интернете - это вроде как и не совсем они. Человек не присваивает себе полностью опыт общения и взаимодействия с людьми в сети, а соответственно и не несет полностью ответственности за эту коммуникацию.
Именно поэтому, для общения в Интернете характерны такие явления, как кибербуллинг, оскорбления в комментариях и на странице.
Киберсоциализация: возможности и ограничения
Еще одной спецификой общения в интернете является возможность социализации, а точнее - киберсоциализации. Интернет пространство формирует возможности для создания множественных идентичностей: сколько существует чатов, мессенджеров, онлайн-платформ, столько и может быть идентичностей у человека. Аватарки, никнеймы - все это возможности для формирования сетевых идентичностей. Виртуальная идентичность - это продолжение социальной идентичности, ее расширение.
Для киберпсихологии актуальным является вопрос о соотношении реального «Я» и виртуального «Я»: как сам человек соотносит в себе свои множественные идентичности, что он в себе принимает и интегрирует в свое реальное «Я», а что все еще остается проекцией, отражением себя такого, каким хочется быть. Киберсоциализация и социализация могут как дополнять друг друга, так и конфликтовать.
Конструктивным способом интеграции является использование интернет пространства в качестве инструмента, дополнительной возможности для самопрезентации, а неконструктивный - использования Интернет-пространства как единственного места для самопрезентации.
Безусловно, наши сетевые идентичности гораздо более свободные и раскованные: это опять же возможно благодаря эффекту анонимизации. Ведь никто не сможет узнать, кто я на самом деле (по крайней мере, так нам кажется).
Однако не все люди в Интернете обязательно конструируют какую-то новую идентичность: кто-то вообще предпочитает делать страницы пустыми и незаполненными, кто-то отражает там свою действительность.
Психологи отмечают, что склонность конструировать идентичности связана с ролевой ригидностью. Выделяют два основных типа ролевой ригидности:
- Ролевая ригидность - это склонность человека воспринимать социальные роли как строго определенный набор предписаний, ожиданий и характерных действий.
- Диспозиционная ригидность - это склонность воспринимать социальный мир в рамках жестких полярных установок.
Можно предположить, что люди, склонные к формированию множественных идентичностей вообще, и в Интернете в частности, обладают ролевой и социальной пластичностью. Психологи отмечают, что она формируется благодаря широкому кругу референтных социальных групп для человека, включения его в разные микросоциумы.
Социально ригидный человек скорее будет склонен отражать свое реальное «Я» или вовсе не конструировать и не отражать какие-либо идентичности в сети.
Кроме социальных аспектов, психологи отмечают, что возрастной фактор в формировании идентичности также имеет значение: наиболее склонной группой к формированию мульти идентичностей в сети, являются подростки, так как они переживают в этом возрасте. Подросток использует свои множественные идентичности для самоподтверждения каких-то своих черт, особенностей и способностей.