Диагностика — это процесс распознавания состояния определённого объекта (системы) посредством регистрации значимых критериев и последующего отнесения его к соответствующей диагностической категории. Метод используется для прогнозирования состояния объекта и принятия решений о возможности воздействия на него в желательном направлении.
Особенности и методы психодиагностки
Психологическая диагностика представляет собой основной вид деятельности практических психологов. Она занимает значительное место в их работе. Без диагностики невозможно должным образом осуществить профилактику, психотерапию, консультирование, экспертизу эффективности педагогического и лечебного процессов.
Психодиагностика необходима в таких ситуациях, когда требуется уточнить структуру нарушений развития какой-либо деятельности (например, учебной, профессиональной). Она помогает проводить дифференциальную диагностику психических заболеваний, обосновывать способы эффективного коррекционного или воспитательного воздействия.
Большое количество научных и дискуссионных публикаций по теме психологической диагностики ограничены, как правило, только тремя проблемами:
- Исследование истории психологической диагностики;
- Разработка технологий психологической диагностики (методика психологического исследования);
- Разработка показателей тестирования (психометрия).
В некоторых направлениях науки, которые предполагают исследование личности, методы, используемые специалистами (врачами, психологами, психиатрами, учителями, логопедами), классифицируют одинаково. Они имеют в основном большое число общих точек соприкосновения. В своей деятельности на практике психологи пользуются самыми популярными методами психологической диагностики, которые делятся на группы.
Первая группа включает организационные методы (сравнение, лонгитюдный и комплексный метод).
Во вторую группу входят эмпирические методы, включая обсервационные (например, наблюдение), экспериментальный (например, лабораторный, естественный и др.), психодиагностический (например, психологическое тестирование, анкета, беседа, интервью), праксиметрические приемы анализа деятельности и др.
В третью группу входят количественные методы (математический, статистический) и качественный анализ получаемых данных, машинная обработка данных с использованием вычислительной техники.
Четвертая группа состоит из нтерпретационных методов, которые помогают производить теоретическое исследование связей между исследуемыми явлениями.
Сущность социально-психологической диагностики
Социально-психологическая диагностика — это область социальной практики, которая представляет собой систему действий психологов по распознанию и измерению социальных и психологических явлений. Аспекты организационной работы, которая предшествует установке социально-психологического диагноза, существенно зависят от уровня диагностируемого явления (макроуровень, средний, микроуровень, личностный уровень).
Также они находятся в прямой зависимости от области, в которой можно наблюдать это явление (социально-бытовой, политической, производственной, экономической), от условий, в которых происходит диагностируемое явление и присутствует объект исследования. Условия могут быть нормальными, осложненными или экстремальными.
Социально-психологическую диагностику практически невозможно представить без жесткого алгоритма получения научного результата. Этот алгоритм (план) называется программой социально-психологического исследования и включает две части (теоретически-методологическую и процедурную).
План состоит из следующих составляющих:
- Формулировка проблемы;
- Определение объекта и предмета для изучения;
- Формулирование цели и задач;
- Эмпирическая постановка базовых категорий;
- Процесс выдвижения гипотез;
- Описание методов и методик;
- Формирование плана.
Есть такая точка зрения, что разработка подобных программ необходима только в случае осуществления фундаментальных исследований, а психологам на практике не обязательно затрачивать время и усилия на составление подобных программ. Тем не менее, эта позиция справедлива только отчасти.
Разумеется, не всегда целесообразно психологам при диагностике социально-психологических характеристик групп и личности делать программу, аналогичную той, которую разработали для проведения фундаментальных исследований. В более упрощенном виде программа может быть представлена как план-проспект действий. Это поможет достичь поставленную цель и решить намеченные задачи.
Социально-психологическая диагностика личности
Социально-психологическая диагностика личности реализует основные принципы диагностики, но предусматривает использование собственных основополагающих подходов в исследовании социально-психологических особенностей личности и поведения личности в социокультурной среде.
Среди подходов, которые чаще всего берутся за основу в социально-психологической диагностике, необходимо выделить комплексный и сравнительный. Идею первого из них с методологической точки зрения впервые выдвинул В. М. Бехтерев. Этот ученый образовал антропологическое научное направление в российской психологии.
Развитие этой концепции в прочих философских положениях находит отражение в концептуальной системе Б. Г. Ананьева. Он осуществил ее реализацию в теоретико-методологическом обосновании комплексного исследования личности для ее психологического познания. Комплексный подход — это особая методологическая стратегия и наиболее адекватное средство разностороннего и целостного психологического познания.
Социально-психологическая диагностика должна подходить к исследованию личности комплексно, рассматривая концепцию целостности человека. Изучение личности может происходить только в единстве всех характеристик объекта и ситуации его развития.