Сущность понятия «насилие»
Жестокое обращение с детьми (насилие) – это любое поведение, нарушающее психическое или физическое благополучие ребенка и ставящее под угрозу его здоровье и развитие.
Насилие – это результат комплекса самых разных причин.
Касательно насилия над детьми со стороны их родителей существует понятие группы риска. В группе риска находятся родители, которые когда-то сами подвергались насилию и люди, страдающие такими психическими расстройствами, как, например, шизофрения, эпилепсия, депрессия. Алкоголики и наркоманы, а также люди с экономическими и социальными трудностями, несовершеннолетние матери и семьи со сложным психологическим климатом, тоже относятся к группе риска.
Группу риска детей представляют дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся большой раздражительностью. Данная особенность может вызвать у матери фрустрацию и жестокое физическое обращение с ребенком. Статистика говорит, что основная часть случаев жестокого физического обращения с ребенком приходится на первые два года его жизни.
Психические и физические отклонения у детей вызывают у родителей реакцию раздражения, отвержения и агрессии. В этой же группе риска находятся гиперактивные дети с импульсивным поведением, что приводит к раздражению и утомлению родителей и толкает их на путь физического наказания ребенка. Правда, надо отметить, что плохое поведение ребенка может быть результатом жестоко обращения.
Специалисты выделяют 4-е основные формы жестокого обращения:
- психологическое насилие (эмоциональное);
- насилие физическое;
- насилие сексуальное;
- пренебрежение.
Эмоциональное насилие
При психологическом насилии ребенка унижают и оскорбляют, нарушая тем самым нормальное развитие его эмоциональной сферы.
Ребенок, подвергшийся эмоциональному насилию, со стороны родителей не получает никакого подкрепления. Всё, что он делает хорошее, взрослые игнорируют, но подчеркивают негативные стороны его поведения, сопровождая наказаниями и оскорблениями. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, идет одностороннее развитие. Ребенок не может понять ни свои чувства, ни чувства других, не может адекватно эмоционально реагировать. Общение с родителями происходит со страхом и волнением.
Психологи выделяют формы родительского поведения, которые приводят к эмоциональному насилию – это отказ от детей, их изоляция, которая может быть эмоциональная и физическая, запугивания и оскорбления, игнорирование и развращение.
Физическое и сексуальное насилие
К физическому насилию относят телесные повреждения, нанесенные ребенку неслучайно, а также такие случаи, когда умышленно родители не предотвращают возможности причинения телесных повреждений.
Значительно чаще такому насилию подвергаются мальчики, по статистике их избивают в три раза чаще девочек, причем на дошкольников приходится 60%, а на школьников 40%. От общего числа детей, подвергшихся насилию, 10% погибают от осложнений и травм, причем родители скрывают жестокое обращение, а врачи как будто не замечают этого.
К жестокому обращению относятся такие виды как избиение, привязывание к кровати, запирание в чулане или темной комнате, лишение пищи, сидение на корточках, стояние на коленях на рассыпанной крупе. Некоторые родители прибегают в прямом смысле к пыткам – тушение зажженных сигарет о тело ребенка, зажигание перед лицом спичек, удары электрическим током и др. К изощренной жестокости относится удушение, порезы, уколы, клизмы и др.
Природа жестокого обращения с детьми может быть разной, в некоторых случаях жестокость может быть «вынужденной», в других случаях она связана с психическими заболеваниями самих взрослых.
Кроме этого существует так называемая семейная эстафета жестокости, передающаяся от одного поколения к другому в качестве «эталона» отношений в семье.
Надо сказать, что иногда ребенок сам провоцирует жестокость взрослого, тогда одна жестокость накладывается на другую, а проигрывает всегда ребенок.
Все специалисты, работающие с детьми – детские хирурги, педиатры, психиатры, детские гинекологи, травматологи, хорошо знают клинику жестокого обращения и, как правило, первыми обнаруживают пострадавших детей, оказывая им медицинскую помощь.
Второй очень страшный вид насилия – сексуальное насилие, когда взрослый человек использует ребенка или подростка для сексуального удовлетворения.
Поскольку в специальной литературе не существует единого мнения по определению этого термина, то к нему относят изнасилование, сексуальное нападение, развращение, инцест, использование детей для производства порнографической продукции, проституция и др.
Под инцестом понимается сексуальный контакт между близкими по крови людьми – отец и дочь, отец и сын, брат и сестра, мать и дочь.
Проведенные в этой области исследования установили, что чаще всего сексуальному насилию подвергаются девочки и женщины. Эта проблема характерна для многих стран мира, поэтому относится к международным проблемам.
Социально-педагогическая поддержка детей
Дети, подвергшиеся насилию, нуждаются в помощи, и здесь роль социального педагога огромна.
Основная задача специалистов заключается в выявлении случаев жестокого обращения с детьми и в организации реабилитационных работ с ребенком.
Помощь детям, пострадавшим от насилия, предполагает соприкосновение профессионала с травматичным опытом ребенка, что всегда является довольно тяжелым испытанием для взрослого человека.
Специалист, исходя из поставленной задачи, должен осознать свои возможности и компетенции.
Политика защиты ребенка от насилия начала формироваться в России в 90-е годы, в это время была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка.
Меры по защите прав ребенка в 1994 г были закреплены в Гражданском Кодексе РФ, в 1995 г они нашли свое отражение в Семейном Кодексе, а в 1996 г – в Уголовном Кодексе РФ.
Эффективная помощь детям, как жертвам, так и свидетелям насилия, требует от специалиста рефлексивного анализа собственных представлений и возможностей, границ помощи, соблюдения принципов и приемов психогигиены.
Перед педагогом, в случае раскрытия жестокого обращения с ребенком, стоят три основные задачи:
- оказать поддержку и помощь ребенку;
- обязательное уведомление соответствующих органов о жестоком обращении с ребенком;
- предупреждение повторного насилия, созданием в условиях школы теплой творческой атмосферы.
Рассказ ребенка о насилии над ним является тяжелым испытанием для тех, кто его слушает.
Со стороны государственных органов уделяется большое внимание профилактике жестокого обращения с детьми. Приоритетным направлением является социально-педагогическая поддержка, подвергшихся насилию детей.
Данная поддержка включает психологическую помощь детям неблагополучных семей, консультации «узких» специалистов, работу с семьей ребенка и его близким окружением. Также социально-педагогическая поддержка включает совместную работу с терапевтами, психиатрами, психологами, юристами и др.
Раскрывая случаи жестокого обращения с детьми, у педагогов часто возникает вопрос, насколько можно доверять и говорит ли ребенок действительно правду. Возможно, что, находясь под влиянием взрослых, ребенок фантазирует. Однако в любом случае он будет нуждаться в помощи, поскольку причины таких фантазий должны быть.
Статья 122 Семейного Кодекса говорит о том, что все, кто знает о злоупотреблении родителями своих прав и жестоком обращении с детьми, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства.
Длящееся годами жестокое обращение с ребенком, накладывает отпечаток на его личностные особенности, поэтому учителя, социальные педагоги, психологи должны быть хорошо подготовлены к встрече с детьми, подвергшимися жестокому обращению, для оказания своевременной и необходимой помощи.
Для ребенка любой вид насилия является тяжелой психологической травмой, и ребенок испытывает эмоциональные переживания – это чувство ответственности за насилие, чувство собственной вины, постоянное возбуждение, противоречивость – ребенок не знает, как к этому насилию относиться, возникает чувство страха и стыд, боязнь телесных повреждений.