Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-педагогическая поддержка подвергшихся насилию детей

Сущность понятия «насилие»

Определение 1

Жестокое обращение с детьми (насилие) – это любое поведение, нарушающее психическое или физическое благополучие ребенка и ставящее под угрозу его здоровье и развитие.

Насилие – это результат комплекса самых разных причин.

Касательно насилия над детьми со стороны их родителей существует понятие группы риска. В группе риска находятся родители, которые когда-то сами подвергались насилию и люди, страдающие такими психическими расстройствами, как, например, шизофрения, эпилепсия, депрессия. Алкоголики и наркоманы, а также люди с экономическими и социальными трудностями, несовершеннолетние матери и семьи со сложным психологическим климатом, тоже относятся к группе риска.

Группу риска детей представляют дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся большой раздражительностью. Данная особенность может вызвать у матери фрустрацию и жестокое физическое обращение с ребенком. Статистика говорит, что основная часть случаев жестокого физического обращения с ребенком приходится на первые два года его жизни.

Психические и физические отклонения у детей вызывают у родителей реакцию раздражения, отвержения и агрессии. В этой же группе риска находятся гиперактивные дети с импульсивным поведением, что приводит к раздражению и утомлению родителей и толкает их на путь физического наказания ребенка. Правда, надо отметить, что плохое поведение ребенка может быть результатом жестоко обращения.

Специалисты выделяют 4-е основные формы жестокого обращения:

  1. психологическое насилие (эмоциональное);
  2. насилие физическое;
  3. насилие сексуальное;
  4. пренебрежение.

Эмоциональное насилие

При психологическом насилии ребенка унижают и оскорбляют, нарушая тем самым нормальное развитие его эмоциональной сферы.

«Социально-педагогическая поддержка подвергшихся насилию детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ребенок, подвергшийся эмоциональному насилию, со стороны родителей не получает никакого подкрепления. Всё, что он делает хорошее, взрослые игнорируют, но подчеркивают негативные стороны его поведения, сопровождая наказаниями и оскорблениями. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, идет одностороннее развитие. Ребенок не может понять ни свои чувства, ни чувства других, не может адекватно эмоционально реагировать. Общение с родителями происходит со страхом и волнением.

Психологи выделяют формы родительского поведения, которые приводят к эмоциональному насилию – это отказ от детей, их изоляция, которая может быть эмоциональная и физическая, запугивания и оскорбления, игнорирование и развращение.

Физическое и сексуальное насилие

К физическому насилию относят телесные повреждения, нанесенные ребенку неслучайно, а также такие случаи, когда умышленно родители не предотвращают возможности причинения телесных повреждений.

Значительно чаще такому насилию подвергаются мальчики, по статистике их избивают в три раза чаще девочек, причем на дошкольников приходится 60%, а на школьников 40%. От общего числа детей, подвергшихся насилию, 10% погибают от осложнений и травм, причем родители скрывают жестокое обращение, а врачи как будто не замечают этого.

К жестокому обращению относятся такие виды как избиение, привязывание к кровати, запирание в чулане или темной комнате, лишение пищи, сидение на корточках, стояние на коленях на рассыпанной крупе. Некоторые родители прибегают в прямом смысле к пыткам – тушение зажженных сигарет о тело ребенка, зажигание перед лицом спичек, удары электрическим током и др. К изощренной жестокости относится удушение, порезы, уколы, клизмы и др.

Природа жестокого обращения с детьми может быть разной, в некоторых случаях жестокость может быть «вынужденной», в других случаях она связана с психическими заболеваниями самих взрослых.

Кроме этого существует так называемая семейная эстафета жестокости, передающаяся от одного поколения к другому в качестве «эталона» отношений в семье.

Надо сказать, что иногда ребенок сам провоцирует жестокость взрослого, тогда одна жестокость накладывается на другую, а проигрывает всегда ребенок.

Все специалисты, работающие с детьми – детские хирурги, педиатры, психиатры, детские гинекологи, травматологи, хорошо знают клинику жестокого обращения и, как правило, первыми обнаруживают пострадавших детей, оказывая им медицинскую помощь.

Второй очень страшный вид насилия – сексуальное насилие, когда взрослый человек использует ребенка или подростка для сексуального удовлетворения.

Поскольку в специальной литературе не существует единого мнения по определению этого термина, то к нему относят изнасилование, сексуальное нападение, развращение, инцест, использование детей для производства порнографической продукции, проституция и др.

Замечание 1

Под инцестом понимается сексуальный контакт между близкими по крови людьми – отец и дочь, отец и сын, брат и сестра, мать и дочь.

Проведенные в этой области исследования установили, что чаще всего сексуальному насилию подвергаются девочки и женщины. Эта проблема характерна для многих стран мира, поэтому относится к международным проблемам.

Социально-педагогическая поддержка детей

Дети, подвергшиеся насилию, нуждаются в помощи, и здесь роль социального педагога огромна.

Основная задача специалистов заключается в выявлении случаев жестокого обращения с детьми и в организации реабилитационных работ с ребенком.

Помощь детям, пострадавшим от насилия, предполагает соприкосновение профессионала с травматичным опытом ребенка, что всегда является довольно тяжелым испытанием для взрослого человека.

Специалист, исходя из поставленной задачи, должен осознать свои возможности и компетенции.

Политика защиты ребенка от насилия начала формироваться в России в 90-е годы, в это время была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка.

Меры по защите прав ребенка в 1994 г были закреплены в Гражданском Кодексе РФ, в 1995 г они нашли свое отражение в Семейном Кодексе, а в 1996 г – в Уголовном Кодексе РФ.

Эффективная помощь детям, как жертвам, так и свидетелям насилия, требует от специалиста рефлексивного анализа собственных представлений и возможностей, границ помощи, соблюдения принципов и приемов психогигиены.

Перед педагогом, в случае раскрытия жестокого обращения с ребенком, стоят три основные задачи:

  1. оказать поддержку и помощь ребенку;
  2. обязательное уведомление соответствующих органов о жестоком обращении с ребенком;
  3. предупреждение повторного насилия, созданием в условиях школы теплой творческой атмосферы.

Рассказ ребенка о насилии над ним является тяжелым испытанием для тех, кто его слушает.

Со стороны государственных органов уделяется большое внимание профилактике жестокого обращения с детьми. Приоритетным направлением является социально-педагогическая поддержка, подвергшихся насилию детей.

Данная поддержка включает психологическую помощь детям неблагополучных семей, консультации «узких» специалистов, работу с семьей ребенка и его близким окружением. Также социально-педагогическая поддержка включает совместную работу с терапевтами, психиатрами, психологами, юристами и др.

Раскрывая случаи жестокого обращения с детьми, у педагогов часто возникает вопрос, насколько можно доверять и говорит ли ребенок действительно правду. Возможно, что, находясь под влиянием взрослых, ребенок фантазирует. Однако в любом случае он будет нуждаться в помощи, поскольку причины таких фантазий должны быть.

Статья 122 Семейного Кодекса говорит о том, что все, кто знает о злоупотреблении родителями своих прав и жестоком обращении с детьми, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства.

Длящееся годами жестокое обращение с ребенком, накладывает отпечаток на его личностные особенности, поэтому учителя, социальные педагоги, психологи должны быть хорошо подготовлены к встрече с детьми, подвергшимися жестокому обращению, для оказания своевременной и необходимой помощи.

Для ребенка любой вид насилия является тяжелой психологической травмой, и ребенок испытывает эмоциональные переживания – это чувство ответственности за насилие, чувство собственной вины, постоянное возбуждение, противоречивость – ребенок не знает, как к этому насилию относиться, возникает чувство страха и стыд, боязнь телесных повреждений.

Дата последнего обновления статьи: 14.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot