Социальная запущенность — это характеристика ребенка, который не получил соответствующего его возрасту социального развития, он не прошел социализацию, следствием чего становится несформированность (недостаточная сформированность) социальных ценностей, интересов, норм и правил, навыков и умений.
Сущность социальной запущенности
Социально-педагогическая запущенность представляет собой состояние личности ребенка, которое находит проявление в несформированности свойства субъекта деятельности, общения, самосознания. Концентрированно запущенность выражена в нарушенном образе «Я», не имея органических причин появления. Это состояние связано с социальными и педагогическими условиями, в которых происходит развитие ребенка. С одной стороны, для него должна быть присуща социальная активность, а с другой его сдерживает воспитательное окружение.
Формирование социальной запущенности происходит под воздействием соответствующего фактора. Он преломляется через конкретную ситуацию развития ребенка, вызывая соответствующие деформации личности. В качестве основных проявлений социальной запущенности в детском возрасте выступают:
- Неразвитость социальных коммуникативных качеств и свойств личности;
- Неспособность к социальной рефлексии;
- Сложности в овладении социальными ролями.
Социальную запущенность, как правило, считают противоположностью воспитанности как определенного уровня развития социально значимых свойств и качеств. Она становится основой трудновоспитуемой и социальной запущенности.
Педагогическая запущенность в первую очередь связана с недостатками воспитательной (образовательной) работы. Ее следствием выступает несформированность ребенка в качестве субъекта учебно-познавательной, игровой и другой деятельности. Проявления такой запущенности включают труднообучаемость и трудновоспитуемость.
Социальная и педагогическая сторона запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общие социальные умения и навыки ребенок переносит в игру и учение. Неуспех в деятельности, необразованность и отсутствие знаний социально-этического характера воздействуют на уровень социального развития ребенка, создавая препятствия для его адаптации в школе и среди сверстников.
Причины и проявления социальной запущенности детей в возрасте 6,5 лет
В качестве вешних причин социальной запущенности в детском возрасте 6,5 лет выступают дефекты семейного воспитания. На них могут наслаиваться недостатки и просчеты в воспитательной и образовательной работе в детском саду (школе). Примером может быть дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
Внутренние причины возникновения и развития запущенности представлены индивидуальными психофизиологическими и личностными особенностями ребенка. Они состоят в генотипе, состоянии здоровья, доминирующих психоэмоциональных состояниях, внутренней позиции, уровне активности во взаимодействии с окружающими и др.
Основные причины формирования социальной запущенности у детей 6,5 лет включают:
- Социальную депривацию,
- Неправильно организованную педагогическую работу с ребенком,
- Недостаточную методическую грамотность педагога.
Запущенность может быть связана с низким уровнем психолого-педагогической грамотности родителей, неблагополучием семьи (например, конфликты, аморальность, асоциальное поведение родителей). У ребенка может отсутствовать четкая организация жизни и деятельности, присутствует безнадзорность ребенка в быту. Родители могут нарушать единство требований и их последовательности.
В дошкольном возрасте запущенность проявляется в отсутствии успехов в ролевых играх. Это проявляется через наличие трудностей при налаживании игровых отношений со сверстниками. Запущенные дети предпочитают несложные по содержанию предметные игры, несостоятельны они и в других видах деятельности.
Ребенок с социальной запущенностью не подготовлен к предстоящему обучению в школе. Неподготовленность может быть выражена через несоответствие уровня представлений ребенка об окружающей действительности возрастным возможностям. У него дисгармонична эмоционально-волевая сфера, не развиты психические процессы, отсутствует или слаба мотивация учения. Ребенок не умеет выделять специальные учебные задачи в процессе игровой, познавательной и других видов деятельности. Для него присущи отклонения в поведенческой сфере.
Преодоление социальной запущенности
Выход из ситуации социальной запущенности возможен только при изменении методов воспитания и обучения ребенка. С ребенком в возрасте 6,5 лет должна производиться соответствующая социальная работа. В зависимости от характера динамики и выраженности признаков, а также уровня средовой адаптации и овладения социально значимой деятельностью выделяют латентную, начальную и выраженную степень социальной запущенности ребенка. Степень играет большую роль в работе с запущенностью.
Определяя степень социально-педагогической запущенности, специалисты ориентируются на различные показатели для последующей работы с ней. Имеет значение характер динамики, степень выраженность признаков. Так, в разных случаях приходится работать с неразвитостью социально-коммуникативных качеств, низкой способностью к социальной рефлексии, трудностями в овладении социальными ролями, общей необразованностью (необученность, неразвитость).
Иногда специалист обращает внимание на уровень средовой адаптации и степень овладения социально значимой деятельностью. В работе с детьми педагоги могут использовать систему стимулов. Она включает определенные эмоциональные реакции и педагогические техники. Стимулы могут быть представлены вниманием, одобрением, положительным примером, поощрением и др.