Смысложизненные ориентации – это целостная совокупность связей сознательного и избирательного характера, которая отражает направленность личности, присутствие жизненных целей, степень осмысленности выбора и оценок, удовлетворенности жизнью (самореализация) и способность брать ответственность.
Формирование смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте
Большое значение подросткового периода для развития смысложизненных ориентаций, получения и осознания смысла жизни отмечали многие исследователи. Они полагают, что именно в этом возрасте происходит формирование ценностно-смысловой сфера, содержание которой зависит от условий и ситуаций жизни подростка.
Появление сложных жизненных ситуаций начинает осложнять данный процесс, способствуя тому, что дети не могут преодолеть ее самостоятельно. Они оказываются в трудной ситуации и имеют при этом коммуникативные сложности, эмоциональные проблемы. Наряду с этим, появляются различные деформации в смысложизненных ориентациях, которые способствуют появлению неэффективных стратегий и деструктивного отношения к жизни и смерти.
Теоретический анализ источников по этой теме показывает, что среди подрастающего поколения подавляющее число детей характеризуется девиантным поведением. В этом случае их смысложизненные ориентации и совокупность внутренних установок отражает пренебрежение к поведенческим нормам и обязанностям.
Для подростка присуща жестокость, равнодушие к значимым для всех явлениям. Это положение связано с тем, что смысл обладает социокультурной направленностью. Его задает социальная общность и рассматривает в плоскости отношений с окружающими.
Для подростка, самосознание, система норм и ценностей которого продолжают свое развитие в условиях социума, проблема представления о смысле жизни и своих жизненных перспективах особо актуальна. Это связано с тем, что перед ним встает проблема личностного и профессионального самоопределения.
Взгляды ученых на смысложизненные ориентации подростка
В психологии принято несколько подходов к пониманию смысла жизни. Эту категорию рассматривали такие ученые, как Адлер, Фрейд, Ялом, Юнг, Франкл и др. Особенности ценностно-смысловой сферы личности изучались А. Г. Асмоловым, Б. С. Братусем, Ф. Е. Василюком, Д. А. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др.
В соответствии с воззрениями А. Адлера, смысл жизни автоматически формируется к определенному возрасту у любого человека. Он может при этом не осознаваться. В отличие от Адлера, Юнг предполагал, нахождение и реализация смысла жизни у подростка должно выступать в качестве специфической потребности и задачи. Представление о смысложизненных ориентациях были подробно разработаны в концепции личности и психотерапии В. Франкла.
Автор выделил 3 базовые элемента:
- Концепция о стремлении к смыслу,
- Учение о смысле жизни;
- Концепция свободы воли.
Франкл писал, что отсутствие смысла способно порождать у индивида состояние, названное экзистенциальным вакуумом. В этой ситуации могут возникать «ноогенные неврозы» и разные виды отклоняющегося поведения, что очень характерно для подростков.
Отечественные ученые под смысложизненными ориентациями понимали наличие целей в жизни. Они включают интерес к ней, наличие принципов и убеждений, особенный характер отношений к другим людям и собственной деятельности, к жизни и смерти. Наконец, для человека большое значение в этой связи имеет осознание смысла собственной жизни, включая его реализацию.
Леонтьев Д. А. отмечал, что в качестве смысложизненных ориентаций могут выступать жизненные цели, насыщенность жизни или удовлетворение от самореализации. Данные категории соотносятся с будущим (целью), настоящим (процессом) и прошлым (результатом). Подросток начинает в своем возрасте определять постепенно смысл своей жизни в каждой составляющей. Нарушение смысловой сферы представляет собой наличие нарушений, которые не связаны с определенной патологией психического функционирования. Тем не менее, оно порождает социально неприемлемые формы поведения.
Развитие смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте
Смысложизненная концепция начинает свое формирование в подростковом возрасте. Это наиболее сензитивный период, когда происходит развитие глубинных личностных образований. Вместе со старостью ученые рассматривают подростковый возраст, в который молодой человек начинает строить свои планы на будущее. В этот период вопросы о смысле жизни задаются людьми особенно часто.
Смысложизненные ориентации — это динамическая проекция смысложизненных концепций, которые представляют собой индивидуальную обобщенную систему взглядов на цели, процесс и результат жизни личности. Подростковый возраст — это своеобразный указатель направления смысложизненных ориентаций.
Большое значение в развитии смысложизненных ориентаций подростков имеет то, на каком уровне доверительных отношений с самим собой и с миром они состоят, в каких условиях пребывают, и каким образом они смогли адаптироваться к меняющимся условиям среды.
Столкновение с критическими ситуациями, как правило, болезненно переживается подростками, меняет их отношение к жизни, смерти и ценностям, деформирует жизненные стратегии, которые помогают выходить из этих ситуаций. Трудности переживаются подростками по-разному. С одной стороны, они способны оказывать разрушающее влияние, повышают тревожность и депрессию, вызывают чувство беспомощности и безнадёжности. Для других подростков трудности придают смысл жизни, делая её более полной и содержательной.
Подростковый возраст представляет собой, таким образом, кризисный этап. Если же на этот кризис происходит еще и наложение трудных жизненных ситуаций или поворотных моментов в жизни, то это заставляет переосмысливать, а иногда и впервые осознавать свой жизненный путь, отношение к самому себе и окружающим, к жизни и к смерти. Подросток начинает в этом процессе осознавать собственные цели и ценности.