Проблема общения и взаимодействия
Социальная психология занимается изучением самого факта общения и взаимодействия людей. В этом направлении она изучает законы, по которым складываются процессы общения, особенности, структуру и место, занимаемое ими в общей системе человеческих отношений. Главной задачей в этой сфере становится исследование механизма объединения индивидуального и социального для того, чтобы понять, как влияют социальные условия на жизнедеятельность личности. Сложность решения данной задачи состоит в том, что невозможно изучить личность отдельно от социальных связей и затем вписать ее в них. Личность сама является продуктом этих связей и одновременно создатель этих связей. Поэтому ее необходимо рассматривать в контексте межличностных отношений. Проблема отношений хорошо изучена в работах В.Н. Мясищева.
Феномены общения
Еще одним важным предметом изучения социальной психологии являются коммуникативные феномены (такие как стереотипизация, каузальная атрибуция, вербальный и невербальный компонент общения и т.д.).
Изучение этих феноменов также является одной из задач социальной психологии. Коммуникативный процесс – это процесс формирования, развития и передачи информации. Таким образом, общение – это не только обмен сообщениями, но и отношения участников диалога, то есть это интерсубъективный процесс. В коммуникации важно не только общение, но и познание.
Стереотипизацией называют когнитивную составляющую идентичности, выражающуюся в наборе приписываемых характеристик, восприятии, классификации и оценке различных объектов и явлений. При этом атрибуции (приписываемые свойства) основываются на аффективных устойчивых представлениях.
Процессы каузальной атрибуции – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Основы каузальной атрибуции были заложены Ф. Хайдером, который разработал их основные категории и принципы. Каузальная атрибуция изучает межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие других социальных объектов. При познании других мы не ограничиваемся набором внешних сведений, а дорисовываем картину, включая туда причины и качества. Если этой информации объективно нет, то мозг находит вероятные причины и черты личности, которые и приписывает объекту.
Специфика социально-психологического подхода
Важнейшей задачей социальной психологии является изучение механизмов объединения людей в группы в процессе жизнедеятельности. Понятие «группа» имеет двоякое употребление: произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку. В цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены общим признаком совместной деятельности или помещены в идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность.
Содержание процесса социализации
В круг интересов и задачи социальной психологии входит и процесс социализации личности. Становление личности проходит в трех сферах:
- Расширение круга деятельности, пропускание через фильтр личностных смыслов и выделение наиболее значимых аспектов деятельности, которые в итоге становятся ведущими, подчиняя себе все остальные.
- Общение, расширение контактов с другими, обучение ориентировке на другого.
- Самосознание, то есть понимание себя как некой целостности (не сводится к набору характеристик). Здесь социальная психологии пользуется наработками отечественных психологов, в частности, теорией единства сознания и деятельности.