Психология как наука
С самого начала развития общества человек пытался понять и учитывать психические особенности других людей. Вначале для объяснения поведения человека первыми исследователями данной области использовались внешние по отношению к человеку факторы. Затем греческими философами, в частности Аристотелем, была вдвинута идея о существовании души, которая находится в единстве с телом. При этом она контролирует мысли и чувства, которые опираются на приобретаемый жизненный опыт. Именно Аристотелем в трактате «О душе» были заложены основы психологии как самостоятельной области знаний. Само же слово «психология», которое образовано от греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), впервые было использовано в $XVIII$ веке в трудах немецкого философа Х. Вольфа.
В современном понимании психология рассматривается как сфера научного исследования поведения и внутренних психических процессов, а также практическое применение получаемых знаний. Иначе говоря, предметом изучения психологии являются субъективные (душевные) явления, процессы и состояния, осознаваемые или неосознаваемые самим человеком.
Развитие психологии
Психологией был пройден длинный путь развития, в течение которого наблюдалось видоизменение понимания объекта, предмета и приоритетных целей психологии. В качестве этапов в длительном процессе развития психологии как науки исследователи выделяют следующие моменты:
-
I этап развития психологии как науки о душе. Возникновение такого понимания произошло более двух тысяч лет назад. При этом наличием души древние исследователи пытались объяснить все странные и непонятные явления, происходящие в жизни человека.
-
II этап связан с развитием психологии как науки о сознании. Этап начал свое развитие в $XVII$ веке и обусловлен процессом развития естественных наук. В качестве главного метода изучения стало выступать наблюдение человека за самим собой и описание всех важных моментов жизни. При этом под сознанием стали понимать способность думать, чувствовать, желать.
-
III этап развития психологии как науки о поведении. Его начало связывают с $XX$ веком. Главной задачей психологии стала задача постановки экспериментов и наблюдения за тем, что можно непосредственно увидеть. При этом главными объектами наблюдения стали такие аспекты, как поведение, поступки, реакции человека.
-
IV этап связан с развитием психологии как науки, которая занимается изучением объективных закономерностей, проявлении и механизмов психики.
Место психологии в системе наук
Понимание психики и поведения человека невозможно без знаний его природной и социальной составляющих. В связи с этим изучение психологии невозможно без знания биологии человека, особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы. Все это определяет взаимосвязь психологии с физиологией высшей нервной деятельности, которая занимается изучением связи между психическими явлениями и деятельностью ЦНС.
Помимо этого, можно проследить взаимосвязь психологии с историей общества и его культуры. Прежде всего это можно увидеть проследив какая роль была сыграна в процессе формирования высших психических функций человека таких исторических достижений цивилизации, как орудий труда и знаковых систем. Невозможно изучение психологии и без знания основ социологии. Связано это, прежде всего, с тем фактом, что человек является биосоциальным существом. Это проявляется в том, что только жизнь в обществе способствует формированию человеческой психики. Именно специфические особенности конкретного общества, в котором живет и трудится человек, определяет специфику его психической области, поведенческих моментов, мировосприятие, социальные взаимодействия с другими людьми. Этот момент обуславливает также активное развитие социальной психологии, которая пытается разобраться в вопросах, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.
Многие психические процессы, например, такие как сознание, мышление не появляются при рождении человека, а формируются в процессе индивидуального развития, в ходе воспитания и образования. Данный аспект является ярким примером того, что психология довольно тесно связана с педагогикой. Зарождение психологии изначально в философском аспекте обуславливает взаимосвязь с философией. Ведь психологическое «измерение» личности невозможно выделять и изучать без понимания философского учения о человеке, особенностях его индивидуального и общественного бытия, понимания природы человеческого сознания и деятельности.