Современное образование характеризуется введением Федерального государственного образовательного стандарта на всех ступенях обучения, при этом был пересмотрен содержательный компонент учебников и учебных пособий, используемых в вузах и колледжах. Изменения коснулись и учебников по возрастной психологии.
Представим краткий обзор учебников и учебных пособий, созданных в последние годы.
Учебник возрастной психологии А.К. Белоусовой
Учебник был создан для студентов вузов в соответствии со стандартами второго поколения, издан в 2012 году. В учебнике систематизированы современные представления об онтогенезе психики человека, представлены современные периодизации психического развития; рассмотрен комплекс методов возрастной психологии, исторический аспект развития возрастной психологии как науки, особым образом рассмотрены вопросы осуществления профессионального самоопределения и девиантного поведения. Основным отличием данного учебника от ряда других учебников и учебных пособий по возрастной психологии является использование новейших достижений в сфере возрастной психологии, определён методологический аппарат современной возрастной психологии.
Курс лекций по возрастной психологии М.Е. Хилько
Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, структурно состоит из 14 тем. Тема 1 посвящена рассмотрению возрастной психологии как науки, достаточно подробно представлены предмет, задачи, методы возрастной психологии. В тема 2 автором освещены основные теории психического развития, интерес для студентов будут представлять описание биогенетической и социогенетической концепций, психоаналитической теории детского развития, теории социального научения, теории когнитивного развития, культурно-исторической концепции и ряда других. Тема 3 рассматривает психологические проблемы развития личности, в частности, такие вопросы, как: особенности процесса развития, движущие силы, условия и источники развития личности, закономерности психического развития и др. Отдельной главой (тема 4) представлена периодизация психического развития, рассмотрены разные подходы к периодизации, дано понятие возраста, сензитивности, критических и кризисных периодов. В темах 5-14 рассмотрены основные особенности психического развития детей и взрослых на разных этапах развития, в частности, авторами рассматриваются период новорождённости, раннего детства, дошкольного детства, период младшего школьного возраста, особенности подросткового возраста, юношества, психология взрослого человека. Каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, изменениями в психической деятельности, кризисными проявлениями, новообразованиями. В конце учебника представлен список литературы, который может помочь в освоении возрастной психологии студентами вузов.
Учебник возрастной психологии Л.Ф. Обуховой.
Учебник был издан в 2016 году, предназначен для студентов высших учебных заведений, структурно представлен дестью главами, в которых раскрывается детство как предмет психологической науки, детально представлены основные концепции детского развития. Учебник содержит два приложения – Конвенцию о правах ребёнка и декларацию прав ребёнка. Важным отличительным признаком данного учебника является наличие после каждой главы вопросов для осуществления самоконтроля, а также списка дополнительной литературы по изучаемому учебному материалу.
Учебник по психологии развития и возрастной психологии О.В. Хухлаевой
Данный учебник был издан в 2013 году, полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, предназначен для студентов высших учебных заведений. В учебнике представлены основные аспекты развития людей на разных возрастных этапах – от рождения до старости. При изложении учебного материала автором используется принцип осуществления практико-ориентированной направленности, содержательно представлены основные новообразования и линии развития на разных возрастных этапах. По окончании каждой главы даются вопросы для осуществления контроля знаний студентов.