Проблема возникновения и развития сознания является одной из фундаментальных проблем психологии. Большая часть отечественных ученых указывают, что приоритетными факторами, обусловившими развитие психики в филогенезе, результатом которого стало возникновение сознания, являются речь и труд.
Подходы к пониманию возникновения сознания
Переход от животного существования к человеческому обществу сопровождался возникновением двух факторов развития психики человека: употреблением орудий труда, возникновением общественного труда и общением при помощи речи, слова. Возникновение прямохождения привело к тому, что у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли предпосылки для ориентировочной деятельности, что, в свою очередь, привело к возникновению трудовых процессов. Человек начинает жить в мире орудий труда, предавая трудовые операции из поколения в поколение.
Изготовление любого орудия производства требует реализации сознательных действий, включая мыслительные операции анализа, синтеза, абстракции. В результате совершенствования трудовых процессов, орудий производства осуществлялось совершенствование и коры головного мозга, аналитико-синтетической деятельности личности, что привело к возникновению сознания и речи.
Подходы к пониманию сознания
Развиваясь одновременно с человеком, сознание отражало всю совокупность изменений, которые осуществлялись на пути исторического развития человечества, по-разному преломляя, интерпретируя, оценивания феномены, процессы окружающей социально-природной среды.
В современной психологической науке сознание понимается как совокупность знаний об окружающей действительности, совокупность всех психических процессов, операций; такой уровень развития психики, при котором личность выделяет себя из окружающего мира
Индивидуальное сознание формируется и развивается по мере овладения субъектом способами использования культурных символов, знаков на протяжении всей жизни человека.
Характеристики сознания
Феномен сознания представляет собой реальность особого рода, в которой объективная реальность сливается с ее субъективным представлением, а внешнее и внутреннее представлены в неразрывном единстве. Принимая во внимание диалектическую сущность феномена, выделяют следующие характеристики сознания:
- сознание представляет собой одновременно и репрезентацию окружающей действительности, и отношение к ней, единство интеллекта и аффекта;
- в сознании личности неразрывно сливается индивидуальное и социальное, значение и смысл. Если в структуре значения кристаллизируется социальный опыт, то смысл несет в себе сугубо личностное отношение к нему. Главным психологическим механизмом сознания становится означивание смыслов и осмысливание значений (В. П. Зинченко).
Сознание, таким образом, представляет собой единство противоположностей: интеллекта и эмоций, индивидуального и социального, объективного и субъективного, познания и оценивания
Функции сознания
Выделяют следующие функции сознания:
- познавательная – обеспечение процессов приобретения и аккумуляции знаний;
- прогностическая – функция предвидения будущего, прогнозирования, планирования и последующей реализации собственной деятельности;
- творчески-конструктивная, обеспечивающая целенаправленное преобразование окружающей социально-природной среды под потребности личности, создание объектов, отсутствующих в природе;
- регулятивно-управленческая, обеспечивающая возможности самоконтроля личности.
Сознание, таким образом, представляет собой наивысшую форму развития психики, свойственную только человеку, возникновение которой обусловлено появлением трудовой деятельности, языка как инструмента коммуникации.