Типы возрастных изменений
Развитию детей свойственны следующие типы преобразований:
- Эволюционный тип. Отражает сравнительно медленные количественные и качественные преобразования.
- Революционный тип. Показывает глубокие перемены, происходящие быстро и стремительно. Обычно связаны с кризисами возрастного развития, которые возникают во время переходных периодов.
- Ситуационный тип. Связан с воздействием социальных ситуаций, методами организации обучения и способами воспитания.
Процесс развития детей происходит одновременно в различных видах его деятельности и общения. Значительную роль в процессе развития играет ведущая деятельность или ведущий вид общения.
Виды развития ребенка
В психологии существует система взаимосвязанных видов деятельности и ведущих форм общения.
Рассмотрим основные виды развития ребенка:
- Первый вид связан с эмоциональным и непосредственным общением ребенка со взрослыми, которое осуществляется за рамками предметной деятельности с момента рождения до наступления 1 года.
- Второй вид развития связан с предметно-манипулятивной деятельностью ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. При этом используются игрушки и окружающие предметы без активного участия взрослых.
- Третий вид развития связан сюжетно-ролевой игрой.Сочетание игры с общением, имитируя конкретные социальные ситуации и свойственные формы поведения в ней. Соответствует детям дошкольного возраста 3-7 лет.
- Четвертый вид развития составляет учебно-познавательная деятельность. Включает в себя учебную деятельность и межличностное общение, которое определяет познавательное развитие. Свойственна младшему школьному возрасту от 7 до 11 лет.
- Пятый вид развития связан с профессионально-личностным общением. Отражает общение и совместную групповую деятельность по интересам, при этом служит подготовкой детей к специализированной работе в будущем. Характерно для возраста от 11 до 15 лет.
- Шестой вид развития связан с морально-личностным общением.Характеризуется личностными темами интимного и специфического характера у старшеклассников, в возрасте 14-17 лет.
Виды деятельности и общения во время развития ребенка постепенно переходят на более высокий уровень развития, при этом меняется качество каждого вида и появляются новые показатели.
Факторы развития детей
Они показывают качественные и количественные изменения, происходящие в психике ребенка во время перехода из одной возрастной группы в другую.
Данные изменения подвержены влиянию постоянных факторов: физиологического созревания, интеллектуального и индивидуального развития , а также факторов психического развития.
Физиологическое развитие детей, формирование его наблюдательных процессов, проявление уникальных качеств характера и поведения тесно связаны друг с другом . Они проявляют психофизическое совершенствование ребенка.
Факторами психического развития являются движущие силы индивидуальности, педагогическое влияние и закономерности общего психического развития.
К факторам развития относится фактор педагогического воздействия. Данный показатель является совокупностью методик и средств воспитания, программы обучения и уровни педагогического профессионализма учителей. Благодаря этим факторам происходит активация или сдерживание развития ребенка, ускорение или замедление этого процесса.
Законами психического развития определены закономерности, описывающие психическое развитие ребенка. Учитывая их влияние можно воздействовать и управлять развитием.