Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой сознания: Л. С. Выготский, В. Вундт, У. Джеймс, Стаут, Дюркгейм и др.
Далее рассмотрим понятие сознание, а также его развитие в ходе филогенеза.
Понятие сознания
Рассмотрим несколько определений данного термина.
- В. Вундт. Сознание в роли «внутреннего свечения» различной яркости.
- У. Джеймс. Сознание тождественно субъекту.
- Стаут. Сознание – качество психических явлений.
- Дюркгейм. Объединение понятий сознания и знания.
- Л. С. Выготский. Сознание представляет собой рефлексию внешнего мира и самого себя. Сознания также формируется благодаря социуму.
Основные аспекты сознания
Рассмотрим функции сознания (рис. 1).
Рисунок 1. «Функции сознания»
Также функции сознания делят на основные и специальные.
К основным функциям относят:
- Информационную
- Ориентировочною
К специальным функциям сознания относят:
- Творческую
- Регулятивную.
Кроме того, выделяют функцию отражения.
Предмет сознания
Предмет сознания представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. «Предмет сознания»
Развития сознания в филогенезе
Выделяют несколько этапов развития психики и сознания в филогенезе.
- Таксисы. Элементарная форма раздражимости, которая направлена на поддержание жизни в организме.
- Чувствительность. Позволяет формирование способности к ощущениям.
- Поведение. Поведение – это внешние проявления психической деятельности. Этому уровню присущи:
- инстинкт (врожденное, стереотипное, автоматическое реагирование, основанное на безусловных рефлексах, с реакцией не на целостную текущую ситуацию, а на ее отдельные элементы;
- навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы);
- рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами).