Возрастная психология
Возрастная психология - это направление в психологии, постигающее факты и эпизоды развития людей, возрастные динамические процессы человеческой психики.
Объектом для изучения данной психологии служит обычный человек, развивающийся в онтогенезе.
Такая психология содержит в себе возрастные стадии проявления характеров людей и стремится прояснить эти периоды, обнаружить закономерности приобретения людьми опыта прохождения сложных ситуаций.
Возрастная психология устанавливает главной задачей проведение исследований целостности психологического формирования «на всем жизненном пространстве людей с момента рождения до самой смерти», а в качестве сверхзадачи стоит исследование «меняющегося, развивающегося человека в преображающемся мире».
Психология возрастного развития изучает стадии роста, предпосылки и нюансы переходов человеческой личности от одной стадии к другой, а также основные законы и тенденции созревания человека, темпы и направления психологического развития.
Существуют несколько подразделов возрастной психологии:
- младенчество;
- дошкольники;
- младший школьный возраст;
- подростковый период;
- молодежь;
- средняя возрастная группа;
- пожилые люди (геронтопсихология).
Важнейшие задачи психологии возрастного развития
- понимание формирующих сил, причин и способов уникальности воспитания человека в продолжении всей его жизни; познание этапов развития психики человека;
- определение особенностей становления человека в процессе его развития;
- нахождение возрастных потенциалов, уникальностей при осуществлении различных видов занятий;
- анализ возрастного созревания человека, в том числе в проблемных ситуациях.
Значение возрастной психологии
Наибольшее значение возрастная психология имеет во всех психических процессах. Вспомним о том, что почти все известные ученые, которые имели вес в науке, периодически занимались изучением вопросов, связанных с возрастной психологией. «Осмысление психологии детей является ключом к постижению психологии людей среднего и преклонного возраста».
Л.С. Выготский называл детскую психологию фундаментальной в формировании «новой» психологии, при этом подчеркивал, что «исключительно точный путь — двигаться в процессе исследования психики от понимания ребенка до осознания взрослых».
Путь трансформации возрастной психологии следующий: «из описательной и теоретической, определяющей психологии в научно-поясняющую систему знаний о проявлении психических процессов у людей, о разнообразных вариантах их движения и созревания, об управлении процессами их развития и становления».
Практическое применение возрастной психологии
возможно с детальным изучением вопросов развития людей всех возрастных групп, об уникальных сложностях возрастных этапов, вероятностях и вариантах решения проблем, а также периодах созревания взрослых личностей, отдельных граждан, профессионалов, родителей.
Возрастная психология ставит перед собой практические задачи:
- нахождение возрастных стандартов психических процессов, обнаружение психологических ресурсов и потенциалов в человеке;
- основание служб регулярного слежения за движением вектора психического развития взрослых и детей, поддержка людей в сложных жизненных ситуациях;
- возрастная диагностика и психологическая терапия;
- психологическое содействие людям во время кризисных моментов жизни;
- наилучшее объединение учебных и образовательных процессов при постоянном самосовершенствовании.