Человеческое сознание отличается особой формой человеческого способа бытия и его взаимодействия с окружающим миром. Практически-преобразовательное отношение человека к природе, к обществу, собственной жизнедеятельности, становится доминирующим фактором.
Человек создает как бы «вторую природу» в процессе своей практической деятельности. В результате высвобождается время для активных творческих занятий, развития умственных и физических сил. Происходит переоценка ценностей, меняются мотивы, совершенствуются межличностные отношения. Формируются особенности существования и жизненной ориентации, которые имеют специфически человеческий характер, общественную природу.
Человек является существом коллективным, «общно-общинным» и такой способ его существования обусловил формирование механизма переработки и хранения коллективного опыта, ставшего общим достоянием.
Таким образом, человек впитывает в себя опыт предыдущих поколений и использует его в последующем на опыте личном. Вне социума человек существовать не может. В истории есть примеры того, когда дети, лишенные социального окружения и воспитанные в среде животных, признаками сознания не обладали, хотя мозг как физиологически нормальный, сохранялся. Но, тем не менее, данный процесс носит необратимый характер. С точки зрения развития и эволюции общества это совершенно понятно. Положение вне общества, отсутствие общественной жизни не сделали бы человека человеком, основным занятием которого было бы удовлетворение элементарных потребностей.
В предыдущей статье уже говорили о том, что основой качественных изменений стал труд. Он сплачивал людей, приучал к совместным действиям, возвышал человека, не позволяя ему остановиться на достигнутом этапе.
Происходит постепенная перестройка психических структур, развиваются такие свойства, как мышление, воля, эмоции, память и др. Человек учится управлять своим поведением и оценивать мир глазами социума.
Развитие сознания и его становление неразрывно связано с речью. Человек – существо мыслящее и чтобы не исчезали бесследно результаты его мыслительной деятельности, необходима была их кристаллизация, закрепление. Но, самое главное заключалось в том, чтобы при необходимости их можно было вызвать с помощью каких-либо материальных знаков – жестов, слов и других символов. Так или иначе, деятельность человека связана с постановкой целей и задач, с поиском оригинальных решений, поэтому человек не просто приспосабливался к природе, он переделывал её в соответствии с объективной логикой вещей и собственным пониманием развивающегося бытия. Основной смысл сознания, его сила заключается в целенаправленной и целеобразующей деятельности.
Структура общественного сознания
Общественное сознание является духовной стороной исторического процесса. Это целостное духовное явление, имеющее свою внутреннюю структуру и формы – политическое, правовое, этическое и др.
Материальное отношение людей к природе и друг другу, является общественным бытием. Оно возникает вместе со становлением человеческого общества и существует независимо от общественного сознания. Между общественным бытием общественным сознанием есть диалектическая взаимная связь. Бытие влияет на сознание, определяя его, так и сознание в какой-то степени определяет общественное бытие. Общественно-историческая практика является способом бытия людей в обществе. Она понимается как материально-производственная и духовная деятельность людей.
На теоретическом уровне все формы общественного сознания представляют общественную идеологию, которая подразделяется на общественную идеологию и общественную психологию:
- Общественная идеология – это совокупность идей в логически стройной форме, отражающая общественное бытие людей. Это теоретический уровень общественного сознания – политические и правовые идеи, мораль, искусство, философия и научные знания;
- Общественная психология – это продукт повседневной деятельности широких масс – эмпирический трудовой опыт, нравы, традиции, чувства и др. Общественная психология проявляется во всех формах общественного сознания. На уровне обыденного сознания, которое является низшим уровнем общественного сознания, вырабатываются правила повседневного поведения и общения людей.
Правосознание и право в жизни общества играют важную роль. Люди в общественной жизни придерживаются определенных норм и правил поведения. Эта система законов – право – утверждается государством и является обязательной для всех членов общества. С этой системой законов связана другая форма общественного сознания – нравственность или мораль. Моралью определяются нормы поведения людей в обществе, их оценочные представления. Нормы морали, в отличие от права, опираются на авторитет общественного мнения.
Различные стороны материальной жизни общества отражаются в формах общественного сознания и в особенностях общественной психологии, где каждый элемент взаимодействует с другими.
В сжатой форме структура общественного сознания показана на рисунке.Структура общественного сознания
Современные ученые выделяют еще одну форму общественного сознания – философское сознание, предназначение которого заключается в том, чтобы выделять закономерности в социуме и природе, и на этом основании делать определенные выводы. Философское сознание является своеобразным «каркасом» духовной культуры.