Признаки кризиса 7 лет у ребенка
Причины кризиса семи лет кроются в личностном развитии и обретении самосознания в дошкольном возрасте. Основными признаками этого кризиса являются:
- потеря непосредственности, которая проявляется, когда при возникновении желания и осуществлении действия возникает переживание о том, какое значение данное действие будет иметь для самого ребенка;
- манерничание, выражаемое в появлении тайн, сокрытии определенных моментов от взрослых, представление себя самым умным;
- симптом «горькой конфеты», при котором, когда ребенку плохо, он старается не показывать этого.
Основные изменения кризиса семи лет
Появление этих особенностей в поведении приводит к трудностям в общении с окружающими взрослыми, ребенок становится неуправляемым и замыкается.
Основой этих проблем являются переживания, именно с ними связано зарождение внутренней жизни ребенка. Формирование внутренней жизни переживаний – это очень важный этап жизни ребенка, после этого ориентация его поведения будет трансформироваться через личные переживания. Внутренняя жизнь не накладывается непосредственно на внешнюю, но оказывает на нее огромное влияние.
Кризис семи лет - это переход к новой социальной ситуации, требующей нового содержания отношений.
Ребенку требуется вступать в отношения с людьми, которые осуществляют новую для него, общественно-необходимую и общественно-полезную деятельность. Старые социальные отношения к этому возрасту исчерпывают себя и ребенок стремится вступить в новые социальные отношения, пойдя в школу. При этом не все дети в данном возрасте готовы к обучению. Новые правила не сразу становятся правилами поведения для ребенка. У первоклассников часто наблюдается желание во время перемены подойти к учителю, дотронуться до него, обнять его. Такое поведение – это остатки старых отношений, прежних форм общения, которые свойственны дошкольному возрасту.
Потеря непосредственности является границей между дошкольным детством и младшим школьным возрастом. Теперь между желанием что-либо сделать и непосредственной деятельностью возникает момент ориентировки в том, что даст ребенку реализация той или другой деятельности. Ребенок начинает задумываться о смысле своей деятельности, о достижении чувства удовлетворенности или неудовлетворенности от своего места в отношениях со взрослыми. Таким образом, возникает эмоционально-смысловая ориентация поступков, которая свидетельствует о переходе ребенка в новый возраст.
Кризис семи лет и школа
Многое в течение кризиса зависит от того, когда ребенок пойдет в школу, и, какова его готовность к обучению. Если ребенок пойдет в школу поздно, в возрасте 7,3–8 лет, то он будет проходить через следующие фазы:
- докритическая фаза, когда игра не интересует ребенка уже, и он стремится к продуктивной, оцениваемой взрослыми деятельности, появляться субъективное желание быть взрослым;
- критическая фаза, характеризующаяся неудовлетворенностью своим положением, эмоционально-личностным дискомфортом, негативной симптоматикой в поведении, направленной, как правило, на родителей;
- посткритическая фаза после прихода ребенка в школу, сопровождается стабилизацией эмоционального состояния и восстановлением внутреннего комфорта.
У детей, которые идут в школу слишком рано в возрасте 6 – 6,3 лет, выделяются следующие фазы:
- игра остается ведущей деятельностью ребенка и поэтому у него присутствуют только субъективные предпосылки для учения, а объективные еще не сформировались;
- так как переход от игровой деятельности к учебной не произошел, у ребенка возникают проблемы в поведении и в учебе и поведении, при этом он испытывает неудовлетворенность своим общественным положением и переживает эмоционально-личностный дискомфорт;
- ребенку параллельно приходится осваивать программу обучения и желательную игру и если ему удается это осуществить, то негативная симптоматика сглаживается и эмоционально-личностный комфорт восстанавливается, если нет, то негативные процессы второй фазы, будут прогрессивно усиливаться.