Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Семья как источник психической травматизации личности

Все предметы / Психология / Семья как источник психической травматизации личности
Определение 1

Психологическая травма – это определенный вред, который нанесен психике индивида в результате сильного воздействия стрессовых, острых эмоциональных или иных неблагоприятных факторов.

Виды и причины психологических травм личности

Психологическая травма — это специфическое повреждение нервной системы, возникающее в результате сильного стресса. Формирование психической травмы личности, как правило, обусловлено различными причинами и факторами, которые сопровождаются стрессами и переживаниями. В рамках семьи это может быть неприятное событие, горе, потеря близких людей, предательство близких, последствия серьезных заболеваний и т.д.

Психологическая травма в рамках семьи также связана с насилием, подавлением воли, шантажом, угрозами. Родители могут унижать человеческое достоинство и действовать через другие события, обстоятельства и действия, которые вынуждают человека испытывать депрессивное состояние, подавленность и долговременный страх.

В психологии психологическая травматизация — это давно известное и досконально исследованное понятие. Есть некоторая классификация, помогающая понять, какие могут быть психологические травмы:

  • острые;
  • шоковые;
  • хронические.

Для первых двух форм характерна кратковременность и спонтанность. Признаки психологической травмы хронической формы являются более сложными. Они отличаются затяжным и долговременным характером, поскольку происходит постоянное воздействие на психику. Такой человек вынужден подвергаться давлению. Оно причиняет непоправимый вред здоровью. В рамках семьи это наблюдается при неудачном браке, неблагополучных семьях, постоянном шантаже и других условиях жизни.

Семья как источник психологической травмы

Патогенная ситуация возникает в различных взаимоотношениях индивида, включая служебные, трудовые и учебные. Семейные отношения, как правило, наиболее важны и значимы для индивида. Отсюда можно говорить об их ведущей роли в развитии патогенных ситуаций личности, которые впоследствии приводят к психическим нарушениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная роль семьи в проявлении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний основана на следующих обстоятельствах:

  • Ведущая роль семейных отношений в системе взаимоотношений человека;
  • Многосторонность семейных отношений и их тесная взаимосвязь,
  • Особая открытость и уязвимость членов семьи в отношении разных внутрисемейных влияний.

На ранних и самых важных для последующего развития стадиях жизни именно семья — это единственная, а позже одна из наиболее важных социальных групп. Любые семейные события гораздо больше «принимаются близко к сердцу», чем внешние похожие события в области трудовой деятельности, соседских отношений и др.

Ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, особенности эмоциональных взаимоотношений, сексуально-эротическая сфера жизни семьи связаны очень тесно. Любые попытки внести более или менее значительное изменение в одну из них способно вызвать «цепную реакцию» и изменения во всех других областях жизни. По этой причине от семейной травмы сложнее избавиться.

Индивид в рамках семьи подвержен большому влиянию всех ее членов. В том числе это могут быть травматизирующие влияния. В рамках семьи человек максимально доступен воздействию со стороны других ее членов, поскольку его слабости и недостатки проявляются в более открытой форме.

Психические травмы семейного происхождения, как и любые другие, могут являться единичными и повторными, кратковременными и долговременными. Наряду с этим, сама длительность семейных отношений формирует особо благоприятные предпосылки для развития психических травм, которые действуют длительно, повторяются часто и закономерно.

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности и семейной тревоги

Патогенная семейная ситуация, которая обуславливает состояние глобальной неудовлетворенности, представляет собой резкое расхождение между осознаваемым или неосознаваемым ожиданием индивида в отношении семьи и реальной жизнью. Итогом такой патогенной ситуации может стать состояние фрустрации (может быть осознаваемая или неосознаваемая).

В соответствии с общепсихологическими закономерностями проявления фрустрации порождают большое количество последствий, которые, в частности, имеют в основе действие разнообразных защитных механизмов. Определенная доля этих последствий в случае их достаточной выраженности и наличия некоторых личностных особенностей способна приводить к различным психогенным заболеваниям. Характер травмирующего воздействия неудовлетворенности существенно будет зависеть от степени осознанности подобного состояния.

Определение 2

Семейная тревога — это состояние плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги. Она может возникать у обоих или одного члена семьи. В качестве характерного признака этого типа тревоги выступает ее проявление через сомнения, страхи, опасения, включая страхи, касающиеся здоровья членов семьи, их отлучек, позднего возвращения, ссор и конфликтов.

Тревожность, характерная для семьи, обычно не распространяется на внешние сферы, включая производственную деятельность, родственные, соседские отношения. Основой семейной тревоги является чаще всего плохо осознаваемая неуверенность человека в каком-то очень важном для него аспекте семейной жизни. Важные особенности этого состояния представлены чувством беспомощности, ощущением неспособности влиять на ход событий в семье, направлять его в нужное русло.

Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение — это одно из базовых психотравмирующих переживаний. Огромную роль в объяснении природы таких состояний сыграли труды И. П. Павлова. Если взять за основу учение о высшей нервной деятельности, то можно выделить несколько источников перенапряжения: напряжение тормозного процесса, перенапряжение подвижности нервных процессов, столкновение противоположных процессов и др.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис