Саморегуляция - это процесс управления состоянием своей психики и своими эмоциями.
Общая характеристика процесса саморегуляции
Психологическая наука выделяет следующие уровни саморегуляции:
- Непроизвольный уровень. В данном случае базой являются функции торможения и возбуждения, которые подвержены контролю и имеют короткое время протекания.
- Произвольный уровень. В определенных ситуациях жизни становится выше двигательная и речевая активность, дыхание задерживается, мышцы приходят в состояние напряжения. Данные реакции осознаются не в полной мере, а лишь на половину.
- Сознательный уровень. На этом уровне происходит осознание напряжения, усталости, дискомфорта. Производится анализ состояния своего организма и принимается решение по изменению той или иной текущей обстановки.
- Целенаправленный уровень. В этом момент приходит явное осознание тяжелого психологического состояния и человек, с целью избежать некомфортного состояния, решает отстраниться на время от осуществляемой им деятельности или найти баланс другим способом.
В психологии саморегуляция играет важную роль - изменение активности психики, что в дальнейшем помогает человеку обрести гармонию и равновесие своего состояния.
Саморегуляция предоставляет определенные преимущества в результате обладания ею:
- умение сдерживать отрицательные эмоции в ситуации конфликта (человек может не развивать конфликт дальше, устранив его в самом начале зарождения);
- объективная оценка кризисной или стрессовой ситуации (это качество может облегчить жизнь каждого человека);
- способность к накапливанию и восстановлению сил;
- оказание противостояния проблемам.
Отличительные особенности саморегуляции поведения студентов
Студенты, которые проходят процесс обучения в различных образовательных учреждениях, зачастую встречаются со всевозможными трудностями. К ним относятся и огромные объемы новой информации, и различные методы и способы процесса обучения, и высокий уровень нагрузки в ходе обучения.
В таких условиях обучения важнейшее значение приобретает овладение таким навыком как саморегуляция. Владение ею оказывает положительное влияние на учебный процесс студентов.
Студент встречается с моментами трудностей с первых дней нахождения в учебном заведении. Так, все для него совершенно новое, отличающееся от того, что было в момент получения школьного образования. У многих студентов появляется чувство растерянности, когда осознают необходимость освоения большого объема материалов в установленные сроки. В такой ситуации, когда студент не обладает саморегуляцией, это может стать причиной плохих отметок. На данном этапе часто происходит “отсев” студентов. Если не организовывать мероприятия, обучающие студентов навыкам саморегуляции, то все появляющиеся в ходе учебы проблемы будут решаться ими спонтанно и с совершением ошибок.
Изучение проблем саморегуляции поведения студентов представляется для психологии и педагогики весьма актуальным. В связи с тем фактом, что для современного образования важным приоритетом является формирование у студентов самостоятельности и активности с целью повысить эффективность образовательной сферы, стоит подчеркнуть, что должным образом усвоенная саморегуляция служит психологической основой самостоятельности человека.
“Regulare” переводится с английского языка как “в порядок”, как оказание организованного и осознанного воздействия на свою психику для управления ею.
Однако, формирование у студентов саморегуляции затруднено привитыми им в период до обучения в вузе навыками. Школьные педагоги, как правило, сами дают ученикам задания, ставят цели в их учебе, решают, как их достичь, а затем осуществляют контроль над результатами. Таким образом, самостоятельность ученику проявить сложно. Процесс учебной деятельности в школе происходит по принципу “выполнение требований учителя”, что в корне обрубает инициативность и самостоятельность обучающихся.
Позже, когда бывшие школьники поступаю в профессиональное учебное заведение, они не способны к регулированию своих собственных действий, поэтому саморегуляция формируется уже в ходе обучения.
Стилевые особенности саморегуляции поведения студентов
В качестве стилевых индивидуальных особенностей саморегуляции поведения студентов можно рассматривать наиболее характерные особенности, которые отвечают за внутреннюю активность.
Особое влияние на то, как будут сформировываться индивидуальные стилевые особенности саморегуляции у студентов, оказывают характеристики личности студента и черты осуществляемой им учебной деятельности.
Личность каждого студента отличается своей индивидуальностью в процессе обучения, она формирует цели, изучает условия, занимается контролем и корректировкой своей произвольной активности. Для того, чтобы прийти к успешности в достижении своих целей, необходимо научиться сочетать индивидуальные особенности саморегуляции и применяемые студентом личностные специфичные защитные механизмы.
- Студенты, которые обладают высоким уровнем саморегуляции, применяют достаточно действенные психологические механизмы защиты: они умеют находить доводы для того, чтобы себя оправдать или дискредитировать сложившуюся ситуацию, опираясь при этом на интеллект; могут изолироваться, отделив интеллект от аффекта.
- При низком уровне саморегуляции студенты подвержены ригидности (неподатливости), что оказывает отрицательное влияние на адаптацию в новых жизненных случаях. Наиболее часто они проявляют признаки приписывания своих нереализованных эмоций другим людям, используя так называемые механизмы идентификации.
При всем этом стоит обращать внимание не только на особенности каждого конкретного студента, но и на складывающиеся вокруг него жизненные ситуации и обстоятельства, которые в той или иной степени влияют на саморегуляцию.