Самооценка студента — это показатель, который напрямую связан с уровнем его притязаний. Расхождение между этим уровнем и реальными возможностями студента приводит к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, по этой причине поведение и учебная деятельность становятся неадекватными.
Самооценка и уровень притязаний студентов
Период обучения в вузе — это очень важная стадия в процессе становления личности. Здесь студент получает среднее профессиональное или высшее образование. То, каким образом он справляется с проблемами, возникшими в ходе обучения, оказывает существенное влияние на его дальнейшую жизнь.
А. Маслоу рассматривал обучение в качестве процесса, который продолжается всю жизнь и не ограничивается стенами учебной аудитории. То, как индивид видит себя в этой жизни, каким образом ставит цели и достигает их, справляется с трудностями, определяет период его обучения.
Неуспеваемость может быть обусловлена несколькими взаимосвязанными причинами. Основные из них - различные недостатки познавательной деятельности и недостатки развития мотивационной сферы студента.
Самооценка представляет собой оценку человеком самого себя и собственных возможностей и качеств.
Человек определяет свое место среди других людей, и этот показатель выступает регулятором поведения, оказывающим воздействие на эффективность его деятельности. Потенциальная самооценка часто называется уровнем притязаний, который формируется при влиянии субъективных переживаний успеха или неуспеха в действиях.
Категория «уровень притязаний» была введена в трудах немецкого психолога К. Левина. Автор понимал под ней степень сложности той цели, которую человек полагает возможным достичь на основании своих прежних успехов. Уровень притязаний, таким образом, представляет собой потребность в известной самооценке, которая принимается и одобряется человеком.
В соответствии с точкой зрения У. Джеймса самооценка может быть 2 видов: самодовольство и недовольство собой. Этот ученый рассматривал самооценку в качестве сложного образования, которое стало производным элементом развития самосознания, формирующегося в онтогенезе и возникающего на определенном этапе.
На формирование самооценки студентов оказывают влияние следующие факторы:
- Отношение сверстников,
- Внешний и внутренний стандарт достижений,
- Уровень собственных требований.
Самооценка относится к ядру личности будущего специалиста, являясь важным регулятором поведения и учебной деятельности. Под воздействием самооценки студентов с соответствии с направленностью, характером, способностями складывается правильное или неправильное отношение к себе. По этой причине самооценка студента становится стимулом или начинает представлять собой тормоз развития личности.
Самооценка студентов также напрямую связана с уровнем притязаний. Вероятно, что разница между притязаниями и реальными возможностями учащихся приводит к тому, что человек начинает неправильно себя оценивать.
Самооценка студентов с различным уровнем успеваемости
Самооценка — это компонент самосознания личности. Она представляет собой совокупность оценок человеком собственных психических качеств, достоинств и недостатков, достижений и неудач.
Самооценку личности можно определить с помощью нескольких параметров:
- Уровень, дифференцированности в качестве критерия разброса самооценок разных аспектов личности и деятельности,
- Степень устойчивости в качестве показателя равномерности оценок разных сторон личности и деятельности,
- Характер оценки себя в настоящем, прошлом и будущем, то есть идеальная самооценка.
Ученые исследовали самооценку успешных и неуспешных студентов. Так, результаты в группе успешных в учебной деятельности студентов, как правило, характеризуются стабильностью. Уровень актуальной самооценки у этих студентов практически одинаков. Он является высоким и отличается равномерностью по аналогии с параметрами идеальной самооценки, которая отличается высоким уровнем и слабой дифференцированностью.
У успешно обучающихся студентов расхождение между идеальной и актуальной самооценкой имеет умеренный характер. Это отражает то, что студенты в рамках учебной деятельности удовлетворены собой, собственными успехами и достижениями.
В некоторых случаях можно наблюдать расхождение по шкалам «характер» и «уверенность в себе». Это расхождение не влияет на средний показатель, а сочетание параметров самооценки считается продуктивным для учебной деятельности.
Студенты с высоким уровнем притязаний и самооценкой имеют высокий уровень целеполагания, ставят перед собой сложные цели, в основе которых лежит представление об их больших возможностях, способностях. Эти ученики прилагают большое количество усилий для достижения своих целей.
В группах студентов с низким уровнем академической успеваемости все виды самооценки имеют тенденцию к занижению (находятся, как правило, на среднем уровне). Здесь более хаотичен разброс значений актуальной самооценки.
Для студентов с низкой успеваемостью характерно резкое снижение актуальной самооценки на шкале «ум» и рост на шкале «счастье». Это отражает ее высокую дифференцированность. Средний уровень идеальной самооценки показывает то, что данная категория студентов не ставит перед собой сложных целей. В этом случае снижение идеальной самооценки можно объяснить компенсаторным механизмом, который предназначен для роста удовлетворенности собой.
В этой группе можно также увидеть нереалистично заниженную идеальную самооценку. Как правило, расхождение между идеальной и актуальной самооценкой у неуспевающих студентов будет умеренным, что показывает определенную степень удовлетворенности собой. Общая самооценка у студентов с низкой академической успеваемостью находится на среднем уровне.