Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Самооценка и уровень притязаний у студентов с различной успеваемостью

Самооценка студента — это показатель, который напрямую связан с уровнем его притязаний. Расхождение между этим уровнем и реальными возможностями студента приводит к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, по этой причине поведение и учебная деятельность становятся неадекватными.

Самооценка и уровень притязаний студентов

Период обучения в вузе — это очень важная стадия в процессе становления личности. Здесь студент получает среднее профессиональное или высшее образование. То, каким образом он справляется с проблемами, возникшими в ходе обучения, оказывает существенное влияние на его дальнейшую жизнь.

А. Маслоу рассматривал обучение в качестве процесса, который продолжается всю жизнь и не ограничивается стенами учебной аудитории. То, как индивид видит себя в этой жизни, каким образом ставит цели и достигает их, справляется с трудностями, определяет период его обучения.

Неуспеваемость может быть обусловлена несколькими взаимосвязанными причинами. Основные из них - различные недостатки познавательной деятельности и недостатки развития мотивационной сферы студента.

Определение 1

Самооценка представляет собой оценку человеком самого себя и собственных возможностей и качеств.

Человек определяет свое место среди других людей, и этот показатель выступает регулятором поведения, оказывающим воздействие на эффективность его деятельности. Потенциальная самооценка часто называется уровнем притязаний, который формируется при влиянии субъективных переживаний успеха или неуспеха в действиях.

Категория «уровень притязаний» была введена в трудах немецкого психолога К. Левина. Автор понимал под ней степень сложности той цели, которую человек полагает возможным достичь на основании своих прежних успехов. Уровень притязаний, таким образом, представляет собой потребность в известной самооценке, которая принимается и одобряется человеком.

«Самооценка и уровень притязаний у студентов с различной успеваемостью» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В соответствии с точкой зрения У. Джеймса самооценка может быть 2 видов: самодовольство и недовольство собой. Этот ученый рассматривал самооценку в качестве сложного образования, которое стало производным элементом развития самосознания, формирующегося в онтогенезе и возникающего на определенном этапе.

На формирование самооценки студентов оказывают влияние следующие факторы:

  • Отношение сверстников,
  • Внешний и внутренний стандарт достижений,
  • Уровень собственных требований.

Самооценка относится к ядру личности будущего специалиста, являясь важным регулятором поведения и учебной деятельности. Под воздействием самооценки студентов с соответствии с направленностью, характером, способностями складывается правильное или неправильное отношение к себе. По этой причине самооценка студента становится стимулом или начинает представлять собой тормоз развития личности.

Самооценка студентов также напрямую связана с уровнем притязаний. Вероятно, что разница между притязаниями и реальными возможностями учащихся приводит к тому, что человек начинает неправильно себя оценивать.

Самооценка студентов с различным уровнем успеваемости

Определение 2

Самооценка — это компонент самосознания личности. Она представляет собой совокупность оценок человеком собственных психических качеств, достоинств и недостатков, достижений и неудач.

Самооценку личности можно определить с помощью нескольких параметров:

  • Уровень, дифференцированности в качестве критерия разброса самооценок разных аспектов личности и деятельности,
  • Степень устойчивости в качестве показателя равномерности оценок разных сторон личности и деятельности,
  • Характер оценки себя в настоящем, прошлом и будущем, то есть идеальная самооценка.

Ученые исследовали самооценку успешных и неуспешных студентов. Так, результаты в группе успешных в учебной деятельности студентов, как правило, характеризуются стабильностью. Уровень актуальной самооценки у этих студентов практически одинаков. Он является высоким и отличается равномерностью по аналогии с параметрами идеальной самооценки, которая отличается высоким уровнем и слабой дифференцированностью.

У успешно обучающихся студентов расхождение между идеальной и актуальной самооценкой имеет умеренный характер. Это отражает то, что студенты в рамках учебной деятельности удовлетворены собой, собственными успехами и достижениями.

В некоторых случаях можно наблюдать расхождение по шкалам «характер» и «уверенность в себе». Это расхождение не влияет на средний показатель, а сочетание параметров самооценки считается продуктивным для учебной деятельности.

Студенты с высоким уровнем притязаний и самооценкой имеют высокий уровень целеполагания, ставят перед собой сложные цели, в основе которых лежит представление об их больших возможностях, способностях. Эти ученики прилагают большое количество усилий для достижения своих целей.

В группах студентов с низким уровнем академической успеваемости все виды самооценки имеют тенденцию к занижению (находятся, как правило, на среднем уровне). Здесь более хаотичен разброс значений актуальной самооценки.

Для студентов с низкой успеваемостью характерно резкое снижение актуальной самооценки на шкале «ум» и рост на шкале «счастье». Это отражает ее высокую дифференцированность. Средний уровень идеальной самооценки показывает то, что данная категория студентов не ставит перед собой сложных целей. В этом случае снижение идеальной самооценки можно объяснить компенсаторным механизмом, который предназначен для роста удовлетворенности собой.

В этой группе можно также увидеть нереалистично заниженную идеальную самооценку. Как правило, расхождение между идеальной и актуальной самооценкой у неуспевающих студентов будет умеренным, что показывает определенную степень удовлетворенности собой. Общая самооценка у студентов с низкой академической успеваемостью находится на среднем уровне.

Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot