Значимость рукопашного боя в подготовке офицера
Рукопашный бой – это один из разделов физической подготовки, занятия по которому направлены на формирование навыков, необходимых для выведения из строя или уничтожения противника, с целью самозащиты, а также воспитания решительности, смелости и уверенности в собственных силах.
Вне зависимости от места службы и занимаемой должности, офицер должен владеть приемами рукопашного боя, быть уверенным в своих силах и физическом превосходстве над противником.
Те военно-прикладные навыки, которые развиваются у офицера в ходе занятий рукопашным боем, оказывают положительное влияние на формирование у него морально-психологических качеств, являющихся основой для развития компонентов профессионального самосознания офицера.
От качества профессиональной подготовки офицера во многом зависит успешность его служебно-боевой деятельности, которая в силу своей специфики является полифункциональной и сложной.
Кроме того, эффективность служебной деятельности офицера во многом зависит от уровня его профессиональной подготовки, развития у него личностных и военно-профессиональных качеств, формируемых как в процессе обучения, так и на протяжении всей дальнейшей службы.
Таким образом, личность офицера представляет собой достаточно устойчивую систему представлений и оценок профессиональной деятельности, которая формируется в процессе обучения и развивается на протяжении всего срока службы.
Психологическая подготовка офицера средствами рукопашного боя
Психологическая подготовка офицера – это систематический и целенаправленный процесс по развитию максимальных психических возможностей офицера эффективного воздействия против любого противника в условиях рукопашного боя.
Основными задачами психологической подготовки офицера на занятиях рукопашным боем, являются:
- Формирование у офицера необходимых морально-волевых качеств личности.
- Повышение уровня психических качеств, необходимых для успешности ведения рукопашного боя.
- Компенсаторное развитие тех психических и волевых качеств, которые плохо поддаются тренировке.
- Управление психической сферой и тренированностью офицера на занятиях по рукопашному бою.
- Регулирование психического состояния офицера в условиях тренировки по рукопашному бою и непосредственно при его применении в реальных условиях.
Таким образом, психологическая подготовка офицера на занятиях по рукопашному бою состоит в формировании, развитии и совершенствовании у него тех психических свойств и качеств личности, которые позволят ему применять свои знания на практике, а также постоянно совершенствовать во время служебной деятельности.
Осуществление общей психологической подготовки офицера происходит непосредственно во время тренировочного процесса, посредством использования индивидуального подхода к каждому.
В качестве средств по общей психологической подготовки офицеров на занятиях по рукопашному бою, используются специальные психологические приемы и специальный психологический контроль. Кроме того, используются различные педагогические и психологические методы и средства (внушение и самовнушение, направленное изменение содержания и структуры представлений, дыхательная гимнастика и т.д.).
В настоящее время рукопашный бой находится на таком уровне развития, что победа в нем требует от офицера большого напряжения моральных и физических сил. В процессе боя, офицер должен уметь быстро принимать решения и посредством собственных волевых качеств воплощать их. Например, тактические намерения офицера требуют от него активности, целеустремленности и настойчивости.
Необходимо отметить, что психические качества у офицеров, занимающихся рукопашным боем, развиты не в равной степени. У каждого имеются свои сильные и слабые стороны, причем слабые стороны офицеры учатся компенсировать за счет сильных.
Ликвидация психологических барьеров у офицеров, занимающихся рукопашным боем
В процессе освоение рукопашного боя и достижения определенного мастерства, у каждого из офицеров возникают и развиваются определенные психологические барьеры. Возникновение психологических барьеров в каждом отдельном случае имеет свои субъективные и объективнее причины.
Одной из наиболее распространенных причин возникновения психологических барьеров является неверие в собственные силы и исход боя. В случае, если с офицером не проводится необходимой профессиональной психологической работы, то постепенно барьер перерастает в предубеждение.
Причины возникновения психологических барьеров у офицеров, в процессе занятий рукопашным боем, необходимо искать в недостатках и особенностях стиля боя каждого конкретного офицера. Кроме того, очень важно исследовать методику преподавания и мастерство руководителя. Учеты подлежат так же подбор арсенала действий защиты и нападении, эффективности общетактических действий, физическое развитие и характер офицера.
Психологические барьеры могут возникнуть по какой-либо одной причине или из-за целого комплекса перечисленных факторов. Причем немалую роль могут играть определенные совпадения, такие, как некритичная оценка качества действий самим офицером в неудачно проведенных боях.
Психологические барьеры, препятствующие освоению действий в каждом виде рукопашного боя, имеют характерные отличия, вытекающие из различной сложности выполнения и применения в боях действий нападения, защиты, подготовки.
Методика ликвидации психологических барьеров может потребовать самых разных средств, наиболее целесообразных в каждом конкретном случае. Главное, снять возникшее предубеждение в неблагоприятном исходе предстоящего боя, создать у офицера ощущение достаточной подготовленности и наличия средств для равной борьбы с противниками, реальных оснований рассчитывать на победу.