Детские психологические травмы
Психическая травма – это аффективное отражение в сознании значимых для индивида событий в жизни, которые оказывают беспокоящее, гнетущее и в целом отрицательное действие.
Травмы, перенесенные в детстве, являются самыми опасными, потому что человек их часто не помнит и не осознает. Детские травмы сидят в подсознании очень глубоко, поэтому оказывают сильное влияние на жизнь человека.
Нарушения в семейной системе отражаются как на взрослом, так и на ребенке. По существующей теории нерешенные душевные проблемы родителей в усугубленном виде передаются детям путем «внушения».
Слово травма в переводе с греческого означает «рана», т.е. психологическая травма – это повреждение, нанесенное душе какими-то тяжелыми испытаниями.
Детские психологические травмы имеют следующие характерные особенности:
- Неожиданность травмы, ввиду чего к ней невозможно подготовиться. Ребенок не знает, как к ней относиться, не перевариваемая психикой травма может быть вытеснена в подсознание и годами не вспоминаться. Однако её наличие определяет поведение человека во взрослой жизни;
- Травма происходит в ситуации, когда ребенок мало что может сделать и оказывается беззащитным;
- С травмой внутренний мир ребенка меняется, а окружающий мир становится враждебным;
- В последующей жизни ребенок бессознательно будет воспроизводить события, которые повторяют эмоциональную составляющую травмы и снова будет от этого страдать;
- Вырастая, дети, получившие травму, не могут позволить себе быть счастливыми, потому что счастье было до получения травмы, поэтому счастье и покой они воспринимают как предшественников неминуемой катастрофы;
- Травма – это необязательно одно событие, это может быть постоянное психологическое давление на ребенка, которое прочно входит в подсознание и калечит ребенка на всю жизнь;
- Более ранние травмы труднее поддаются процессу излечения, потому что, встраиваясь в психологические конструкты ребенка, они приводят к тому, что мир ему кажется таким, каким его воспринимал ребенок с самого раннего детства.
Надо сказать, что психологическая травма далеко не всегда сохраняется в памяти как эмоциональное потрясение в последующие годы, ввиду того, что срабатывает защитный механизм вытеснения психотравмирующих событий. Травмы школьного возраста созвучны тягостным переживаниям и ущербности «Я». Такая транскрипция травмы характерна для обсессивного невроза с навязчивым страхом изменения «Я». Но, и в этом случае можно найти недостатки в воспитании, отклонения в личности родителей и отношениях в семье.
Семья как фактор психологической травмы
Наиболее важны для человека семейные отношения, поэтому им принадлежит ведущая роль в возникновении патогенных ситуаций личности и психических нарушений.
Эту роль обуславливает ряд обстоятельств:
- ведущая роль семейных отношений и события, происходящие в семье, в большей степени принимают близко к сердцу;
- многосторонность семейных отношений и тесная их взаимосвязь, поэтому уйти от семейной травмы, гораздо сложнее;
- открытость и уязвимость индивида к внутрисемейным влияниям, включая травмирующие.
Травмы семейной этиологии могут быть единичными, повторными, короткими и длительными. Анализ участия семьи в психической травматизации личности показывает особо важную роль следующих видов состояний:
- состояние семейной неудовлетворенности и следствием патогенной ситуации такой семьи является фрустрация;
- «семейная тревога» – плохо осознаваемое специфическое состояние одного или нескольких членов семьи – это может быть неуверенность в чувствах супругов, неуверенность в себе и др.;
- непосильное семейно-обусловленное нервно-психическое и физическое напряжение;
- состояние вины по отношению к другим членам семьи.
Основным психотравмирующим переживанием является сильное нервно-психическое напряжение.
На основании учения о высшей нервной деятельности И. П. Павлов к источникам перенапряжения отнес подвижность нервных процессов, столкновение противоположных процессов, ошибку, перенапряжение тормозного процесса.
Нервно-психическое напряжение в семье создается в результате препятствия для членов семьи важных для них чувств – это может быть несовместимость с ролевыми представлениями, неблагополучные взаимоотношения, неудовлетворение потребностей членов семьи. Психотравмирующие переживания, существующие в семье, являются теми факторами, которые нарушают её жизнедеятельность и приводят к нервно-психическим или соматическим расстройствам.
Патогенные ситуации могут складываться также и вне семьи, но, она может принимать активное участие в процессе травматизации и оказывать свое влияние на этот процесс разными путями.
Травмирующее воздействие одной и той же патогенной ситуации различное и зависит от личностных особенностей человека. Между ранимостью нервной системы и тяжестью психологической травмы существует обратно пропорциональная зависимость. Для более ранимой нервной системы требуется менее интенсивная травма, приводящая к нарушению её деятельности.
Как фактор сенсибилизации семья может выступать разными путями – может формировать неспособность противостоять психической травме, воздействовать на психическую сопротивляемость, формировать представление человека о патогенной ситуации, когда подросток, например, принимает точку зрения семьи о своих неудачах и ситуация приобретает психотравмирующие свойства.
Кроме этого семья может закрепить действие психической травмы, утяжелить её, затруднить её ликвидацию – проявляется это в том, новая травма возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей травмы, происходит накладка новых травм на все предшествующие.
Большую роль играет семья в формировании индивидуальных способов противодействия травме, выбирая тот или иной способ реакции на неё.
Таким образом, одним из значимых источников негативных переживаний и психических травм выступает семья.
Психологический климат семьи и его воздействие на психику ребенка
Становление психики детей происходит в семейном окружении, в диалоге разных поколений. Для понимания сложившейся структуры семьи важнейшее значение имеют связи «родитель-ребенок». На психику ребенка накладывает свой отпечаток внутренний климат семьи, её социальный статус, родительские отношения, которые формируют характер, мировоззрение, жизненную позицию ребенка.
Родившись и попав в новый для него мир, ребенок приспосабливается к его условиям, чтобы выжить, поэтому его дальнейшее развитие будет зависеть от его окружения. Это значит, что травматизация ребенка может начаться со дня его рождения.
Рисунок 1. Психологический климат семьи и его воздействие на психику ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные типы травмирующих обстоятельств выделила С.А. Черняева. К ним она относит – детство как образ мира и фигуры родителей – отсутствие воспитания или его патологические формы, конфликты в семье или развод родителей являются причинами психологических травм. К основным проявлениям этого типа относится комплекс сиротства, трудности в создании семьи, трудности в религиозной жизни.
Следующим типом травмирующих обстоятельств является подростково-юношеский возраст, связанный с процессом неприятия себя, своего физического облика, нежеланием и неумением контактировать с людьми, неприятие своего пола. Что касается взрослости, то здесь появляется травма, связанная с принятием реальности.
Кроме этого С. А. Черняева выделяет некоторые типы индивидуальных травмирующих обстоятельств, среди которых развод родителей, сексуальное насилие, аборт и постабортный синдром, школьные травмы.
Психологи и психиатры говорят ещё об одном существенном факторе эмоциональной связи между матерью и ребенком, когда она с любовью вынашивает своего малыша.
Общение между ними в этот период оказывает большое влияние на развивающуюся психику плода, формирует основные качества личности, сохраняющиеся в последующей жизни ребенка.