Самооценка — это оценка самого себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Она представляет собой системообразующее ядро индивидуальности личности, которая главным образом определяет жизненные позиции человека, его уровень притязаний и др.
Самооценка младших школьников
Самооценка имеет важнейшее значение для детей, так как она представляет собой ключевой фактор во всех отношениях жизни. Чем увереннее будет себя чувствовать ребенок в отношении своих общественных, физических и умственных успехов, тем скорее он сумеет их достичь. Напротив, чем не увереннее себя ощущает школьник, тем более вероятна его неудача.
Дети приходят в мир, не имея каких-либо представлений о должном поведении, у них отсутствуют критерии самооценки. Они вынуждены ориентироваться на опыт близких людей, на оценки, которые они смогли дать им как личности.
На формирование самооценки огромное воздействие оказывает положительная (отрицательная) оценка своей внешности, а также оценка собственных успехов и неудач.
В педагогической возрастной психологии младший школьный возраст выделяется особо, так как именно в этот период происходит освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических функций, возникновение рефлексии, проявление самоконтроля, соотнесение своих действий с внутренним планом.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает самого себя, свои мотивы и потребности в мире человеческий отношений. По этой причине особенно важно в это время закладывать основу дифференцированной адекватной самооценки.
Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников
В каждом возрасте на самооценку преимущественно оказывает влияние та деятельность, которая является ведущей. В рассматриваемый период ведущей является учебная деятельность, поэтому от её хода и будет зависеть в решающей степени формирование самооценки школьника. Так, она будет напрямую связана с его успеваемостью и успехами в учебе.
Самооценка младшего школьника ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, каким образом дает себе оценку учащийся, и представляет собой копию оценок, сформированных учителями. Отстающие дети не способны легко мириться с низкими оценками их действий и качеств личности. В связи с этим возникают конфликты, которые усиливают эмоциональное напряжение, волнение и растерянность.
Важную роль в процессе обучения играет школьная оценка, которая заключается в процессе оценивания, выражающемся в виде проставления отметки и вынесения развернутого оценочного суждения. Отметка представляет собой цифровое (бальное) выражение уровня знаний школьника.
Большое влияние на школьника оказывает преподаватель, который дает знания, контролирует выполнение заданий, оценивает действия. Отметим, что оценки ставятся не только за наличие (отсутствие) знаний, но и за старательность, поведение на уроках и перемене.
В нравственной сфере школьника происходят изменения, что связано с появлением у него собственных взглядов, отношения, требований и оценок. Появляются новые виды деятельности, возникают новые связи с окружающими людьми. В связи с этим у детей проявляются новые критерии, мерки оценки. Это относится как к самому себе, так и к товарищам.
Взяв за основу суждение учителя, родителей и товарищей, школьник дает себе оценку в отношении всего, что имеет отношение к школе. Это не значит, что его оценка является правильной, чаще всего бывает наоборот. Оценка самого себя больше отражает желания ребенка, чем действительное положение дел.
Оценочное воздействие школы на формирование самооценки у младших школьников
В ходе формирования самооценки младшего школьника огромное значение имеет оценочное воздействие учителя. Роль таких воздействий на самооценку школьников раскрывали в своих трудах многие ученый (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. И. Липкина), указывая на необходимость принимать к вниманию мотивы школьников к педагогической оценке их поступков.
Ребенок в процессе обучения и воспитания усваивает определенные нормы и ценности, начиная под влиянием оценочных суждений учителя или сверстников относиться соответствующим образом, как к реальным результатам собственной учебной деятельности, так и к самому себе в качестве личности.
С возрастом школьник все с большей определенностью способен различать свои действительные достижения и то, что он мог бы вероятно достичь, если бы у него были определенные личностные качества. Таким образом, у школьника в учебно-воспитательном процессе происходит формирование установки на оценку своих возможностей.
Представление о себе считается основой самооценки младшего школьника, при этом его самосознание происходит в рамках учебной деятельности. Дети ориентируются на оценку учителя, начиная считать себя (своих сверстников) отличниками, двоечниками. При этом представитель каждой группы наделяется с их стороны соответствующими качествами.
По существу, оценка успеваемости в младших классах — это оценка личности в целом, определяющая социальный статус ребенка. По этой причине необходимо различие между оценкой деятельности и оценкой личности. Так, не нужно допускать переноса оценки отдельных результатов деятельности на личность в целом. Это обусловлено тем, что младший школьник еще не может дифференцировать данные понятия.
В случае, если в учебной деятельности младший школьник не может чувствовать себя компетентным, происходит искажение его личностного развития. Дети способны осознавать важность компетентности именно в области обучения. Они описывают качества самых популярных сверстников, указывая, в первую очередь, на ум и знания.
Исследователи доказали, что у младших школьников можно обнаружить все типы самооценки:
- адекватную устойчивую,
- завышенную устойчивую,
- неустойчивую самооценку (в сторону неадекватного завышения или занижения).
При этом отмечается, что от класса к классу растет умение правильно оценивать себя и собственные возможности. Но, наряду с этим, снижается тенденция переоценивать себя.