Научные сообщества
Научное сообщество – это совокупность профессиональных ученых, имеющих специальную подготовку, социальной функцией которых является получение знаний.
Термин «научное сообщество» был введен в употреблении в XVIII веке, а в начале XIX века обрел современный смысл. Данное понятие может трактоваться по-разному, например, как сообщество всех ученых, как сообщество специалистов в конкретной области знания, как группа исследователей, которые занимаются изучением определенной научной проблемы.
Рисунок 1. Научное сообщество. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характерными признаками научного сообщества выступают следующиеаспекты:
- прежде всего, представителей этого сообщества объединяет единство в понимании целей и задач науки в целом и своей дисциплины в частности;
- для представителей сообщества характерен универсализм, что означает руководство общими критериями и правилами обоснованности и доказательности исследований и их оценке;
- в самом его понятии фиксируется коллективный характер накопления знаний и дается согласованная оценка результатов познавательной деятельности;
- характерной для членов научного сообщества является определенная модель постановки и решения научных проблем.
По мнению Т. Куна, группой ученых-исследователей управляет парадигма. Научное сообщество имеет выработанный специфический сленг, свой набор стереотипов и интерпретаций – это своеобразная «гранулированная среда», внутри которой происходит всё существенное для развития научного знания. Эта сплоченная научная группа занимается коллективным созданием новых знаний и их отстаиванием в борьбе с другими подобными научными группами.
Из всех научных сообществ самым большим является сообщество представителей естественных наук – физики, химики, зоологи, астрономии и др.
Связь между разными научными сообществами довольно затруднительна, поскольку они говорят «на разных языках».
Актуальными и значимыми для современной науки являются этические проблемы. Нравственные основы научной деятельности, а также совокупность ценностных принципов научного сообщества, изучает этика науки. Этической проблемой мира науки является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий.
Личность ученого
Ученому для того, чтобы отстаивать свои взгляды необходимо мужество, интеллектуальная честность, как перед собой, так и перед другими, высокий интеллектуальный потенциал и желание посвятить себя научным изысканиям. С ростом профессионального уровня ученому нужна большая смелость, чтобы отказаться от влиятельной административной должности. Мужество нужно и для того, чтобы продолжить оригинальное научное исследование, которое не имеет никакой поддержки – ни материальной, ни моральной.
Результаты деятельности крупных ученых делают в науке революцию, которая совершается через преодоление сопротивления и рутины.
У Г. Селье сформулированы мотивы деятельности ученого – это, прежде всего, любовь к правде и природе, любопытство и желание быть полезным, большая потребность в одобрении, боязнь скуки, ореол успеха. Требования к научной работе и мотивы определяют необходимые качества ученого. По мнению Г. Селье, – это способность к творческой работе, которая сохраняет контакт фантастического полета мысли с окружающим миром. Гениальный ученый может не только уходить в неизведанное, но и возвращаться обратно, что является чертой исключительной и редкой одаренности.
В целом, Г. Селье называет следующие качества, необходимые ученому:
- оригинальность – настойчивость, энтузиазм, преданность цели, энергия, здоровье, мужество;
- независимость мышления, интуиция, одаренность;
- интеллект – логика, память, абстрагирование;
- этика – прежде всего, честность перед самим собой;
- контакт с природой и людьми;
- неудовлетворенность собой.
Ученые, разные по складу характера, имеют эти качества и делятся на несколько типов. Классификация типов ученых по Г. Селье:
- «Делатель» – среди ученых этого типа есть собиратели фактов и усовершенствователи. Если первых интересует только получение новых фактов, то вторые пытаются улучшить методы исследования и очень этим увлекаются, не доходя до их практического применения.
- «Думатель» - этот тип ученых подразделяется на следующие категории: «книжный червь», «классификатор», «аналитик», «синтезатор». Синтезатор среди них является высшей подкатегорией, потому что анализ и классификация – это только предпосылки для синтеза.
- «Чувствователь» - этот тип включает следующие подкатегории: «крупный босс», «хлопотун», «рыбья кровь», «высушенная лабораторная дама», «нарцисс», «агрессивный спорщик», «первостатейная акула», «святой», «святоша», «добрячок».
Все эти типы ученых имеют свои недостатки, мешающие им заниматься наукой.
Идеальные ученые, по мнению. Г. Селье, делятся на две группы:
- «Фауст – идеальный руководитель и учитель», которого неудача не ломает, а успех не развращает.
- « Фамулус – идеальный ученик и сотрудник». Это тип, может быть, имеет не такой развитый ум, но зато способен физически выносить трудности лабораторных работ и часами стоять у лабораторного стола.
Интеллектуальная элита
Большинство ученых в повседневной жизни испытывают большие трудности, они не всегда рациональны в быту потому, что их мысль уходит в научные дали.
Лауреаты Нобелевской премии это «избранное» меньшинство, подлинная научная элита. Для интеллектуальной элиты характерны такие черты как критическое и независимое мышление, а эмпирическим индикатором является раннее развитие и выдающиеся способности.
Науковеды, характеризуя интеллектуальную элиту, используют термины «прометеи» и «синтетики». Прометеи являются творцами новых путей мышления, новых понятий и теорий. К открытиям обобщающего характера больше тяготеют синтетики.
Характерной особенностью интеллектуальной элиты является высокая продуктивность во все периоды деятельности. Всплески активности приходятся на возраст 32-36 лет и 42-46 лет.
Отличие гениального человека от обычного состоит в том, что гениальный фокусируется на своем предназначении, а обычный эту цель упускает из виду или часто её меняет.
Интеллектуальная элита является функциональным, а не наследственным типом. Верхнего яруса достигают одаренные личности, вливаясь в состав избранных. Однако представители элитной группы, к сожалению, не всегда озабочены тем, чтобы в её состав принимались лучшие претенденты. В этом случае действуют другие мотивы – личные симпатии, желание видеть в группе своих сотрудников, учеников, преемников, не допустить конкурентов, которые могут захватить лидерство и оттеснить старых членов. В этом случае профессиональные достоинства уходят на второй план.
Не секрет, что с возрастом элитарные качества становятся слабее и стареющие представители элиты не хотят выглядеть тускло на фоне молодых и перспективных. При приеме на работу молодых сотрудников они руководствуются правилом – « пусть лучше немного хуже меня, но только, чтобы не лучше». В таких условиях возникает противоречие между элитной группой и настоящей интеллектуальной элитой, которую не включили в элитную группу интеллектуалов. Создается ситуация, когда подлинная интеллектуальная элита не выявлена, а старая уже деградирует.