Практические задачи и функции клинических психологов
Практический психолог – это специалист, который оказывает необходимую психологическую помощь (психологические услуги) населению в случае возникновения ситуаций, требующих профессионального психологического вмешательства или применения специальных психологических знаний и технологий.
Задачи практического психолога, относящиеся к области здравоохранения:
- Оказание лечебной помощи больным людям.
- Осуществление своевременного предупреждения возникновения заболеваний и укрепление здоровья.
В настоящее время отмечается усиление роли клинического психолога в осуществлении первичной профилактики заболеваний.
Задачи, поставленные перед клиническим психологом, выполняются им на всех трех этапах профилактики:
- Первичная профилактика – деятельность клинического психолога осуществляется в системе общегосударственных мер, направленных на укрепление здоровья населения, распространение среди населения здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование общей культуры здоровья.
- Вторичная профилактика – клинический психолог осуществляет работу с людьми, находящимися в группе риска по нервно-психическим заболеваниям, психосоматическим недугам, психическим расстройствам, различной этиологии и т.д.
- Третичная профилактика – оказание помощи тем людям, которые перенесли заболевания, осуществление консультативной и коррекционной помощи.
Первичная профилактика осуществляется государственными учреждениями, которые входят в систему сохранения и укрепления психического здоровья населения.
Основные государственные учреждения, осуществляющие первичную профилактику и кризисную помощь:
- кабинеты социально-психологической помощи;
- телефоны экстренной психологической помощи;
- кризисные центры и отделения, по оказанию психологической помощи.
Профессиональная деятельность психолога в данных учреждениях имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены ролью практического психолога и его деятельностью в условиях первичной профилактики.
Особенности организации работы клинического психолога во время мероприятий первично профилактики
Направления профессиональной деятельности практического психолога при организации мероприятий первичной профилактики:
- Психодиагностическое направление – это направление, предусматривающее организацию и своевременное проведение стандартной психологической диагностики, экспресс-дифференциальной диагностики и дополнительных видов диагностики, при необходимости, с целью выявления проблем у людей, обратившихся за помощью, а также с целью выявления возможных рисков (суицидальные, поведенческие, личностные и т.д.).
- Психокоррекционное направление – это направление, которое предусматривает установление контакта между клиническим психологом и пациентом, с целью разработки и организации специальной коррекционной работы. Коррекционная работа, организуемая на данном этапе, направлена на устранение тех психологических проблем, которые были выявлены на диагностическом этапе.
Для того, чтобы организуемые клиническим психологом мероприятия первичной профилактики были действительно результативными, необходимо в полной мере владеть специальными знаниями. Именно поэтому подготовка клинического психолога на этапах его профессионального обучения требует от будущего специалиста не только овладение специальными знаниями, но и овладение практическими навыками работы с различными категориями людей и их проблемами.
Помимо профессиональной подготовки в процессе обучения, большое внимание уделяется и дополнительной подготовке клинических психологов. Особое внимание уделяется тем специалистам, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в телефонном режиме (сотрудники телефонов экстренной психологической помощи). В данном случае проводится обязательная профилактика «синдрома профессионального выгорания» клинического психолога.
Кроме того, дополнительная подготовка организуется для клинических психологов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в профильных кризисных учреждениях. Например, в центрах помощи женщинам, которые перенесли насилие. Организуя мероприятия первичной профилактики, клинический психолог должен обладать знаниями в области психологического анализа и уметь работать с проблемами жертв насилия и гендерными проблемами.
Организуя мероприятия первичной профилактики с детьми и подростками, имеющими различные психологические проблемы, клинический психолог должен обладать знаниями из области кризисной педагогики и детской клинической психологии.
Особую роль имеет клинический психолог в медицинских учреждениях восстановительной терапии и нейрореабилитации. Его функция состоит в том, чтобы организовать топическую диагностику расстройств высших корковых функций и неврологических расстройств. В данном случае, он должен дополнительно обладать знаниями из области клинической нейропсихологии, восстановительного обучения и коррекционной педагогики.
Особенность работы клинического психолога с умирающими больными предполагает знакомство с терминальными состояниями. Основной задачей терапии является подготовка пациента к смерти и сопровождение его до окончания жизни, работа по созданию терапевтической среды и терапевтического сообщества, проработка экзистенциальных проблем, связанных со смертью. Мероприятия по психологическому обеспечению лечебного процесса должны предусматривать, наряду с другими, и профилактику «синдрома эмоционального сгорания» персонала.
Таким образом, роль клинического психолога в организации мероприятий первичной профилактики достаточно высока, а область профессиональной деятельности обширна. В этой связи клинический психолог должен обладать широкими знаниями из разных областей психологии, уметь их применять на практике.