Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Место метода самонаблюдения в психологии

Все предметы / Психология / Место метода самонаблюдения в психологии
Определение 1

Самонаблюдение (интроспекция) — это метод психологических исследований, суть которого состоит в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Становление метода самонаблюдения

Самонаблюдение представляет собой метод углублённого исследования и познания индивидом моментов собственной активности, включая отдельные мысли, образы, чувства, переживания, акты мышления в качестве деятельности разума, который структурирует сознание.

Исторически самонаблюдение является первым методом научной психологии. Сложно представить, что могло бы быть по-другому, ведь именно в рамках самонаблюдения психическое стало представать в качестве эмпирики в прямом смысле, а не конструкта, как в философских воззрениях.

Отказавшись от самонаблюдения как предельно специфического метода, психология теряет свой естественный показатель достоверности. Это ведет к неожиданным флуктуациям и размытию границ между научным и ненаучным знанием. В этом случае понятна причина многообразия концепций, которым славится психологическая наука, и теми трудностями в интеграции психологических знаний, которую назвали «кризисом психологии».

Профессионал в области психологии не должен обходиться без опыта в самонаблюдении. Кроме того, любые методы психологии относятся к данной науке только по той причине, что опираются на самонаблюдение или его элементы в той или иной степени.

В теме «самонаблюдение» накопилось множество стереотипов, которые часто подвергаются критике. Тем не менее, в значительной мере на оценку этого метода оказывают воздействие две концепции:

  • Субъект не способен раздваиваться и в одно и то же время осуществлять какую-либо психическую функцию и наблюдать за ней;
  • Принципиально сам факт наблюдения начинает искажать наблюдаемые психические явления.

Готовые работы на аналогичную тему

Чаще всего категории «самонаблюдение» и «интроспекция» не разделяют. Данные термины исходно являются синонимами, но при долговременном применении формируют иллюзию, что за ними стоят различные категории. Также ученые отмечают, что всегда будут находиться специалисты, которые стремятся их различать.

Самонаблюдение как самоочевидное знание

История метода самонаблюдения в европейской психологической науке начинается с такого мыслителя, как Р. Декарт. Его считали «самым таинственным философом Нового времени». Именно этот ученый приходит к идеям, которые предопределили для самонаблюдения возможность стать центральным методом в исследовании души.

В соответствии с мнением Декарта, существование души подтверждено для человека через акт самонаблюдения. Для этого не нужны всякие логические умозаключения, поскольку если в реальности разных предметов можно усомниться, то осознание акта мысли является единственным, что невозможно подвергать сомнению. Декарт при этом опирался на самоочевидность в качестве критерия истины, а не на практику или внешний опыт.

Самонаблюдение находилось в теории Декарта в более близком отношении к самоочевидности, являясь его самой близкой реализацией. Это дало возможность ученому разделять в собственной концепции душу и тело в виде двух разных реальностей, которые требуют соответствующих методов познания (непосредственное и опосредованное). Они противопоставляются как две разные «субстанции.

Самонаблюдение по Декарту стало специфическим методом познания души. Его отличали от внешнего наблюдения, которое предназначалось для исследования тела. Для этой теории самонаблюдение предполагало повышенную достоверность, поскольку в нем субъекты зависят от собственной свободы воли.

Акт самонаблюдения считался актом жизни, бытия. В самонаблюдении в любом случае присутствует самоизменение, благодаря которому происходит самопроявление души. По этой причине никогда невозможно достижение полной точности в описании и фиксации состояния внутреннего мира и соответствующего явления в определенный момент. В 19 и 20 веке данная невозможность стала служить одним из главных направлений критики интроспективной психологии Вундта.

Самонаблюдение и апперцепция

Апперцепция является одним из свойств восприятия, которое отличает его от ощущения. В теории многих классиков психологической науки 20 века аналоги апперцепции в качестве некоторого механизма осуществления собственно психической детерминированности соответствующих психических явлений (в целом психики) занимали важное место (например, категория «гештальт» в гештальтпсихологии, «жизненный стиль» в концепции А. Адлера, «компенсаторная функция» в концепции К. Г. Юнга).

Центральное положение категории апперцепции в интроспективной психологии В. Вундта не считается случайным. Связь «интроспекция—апперцепция» закладывается уже в исходном понимании апперцепции автором этой категории — Лейбницем. Он назвал апперцепцией восприятие, которое сопровождается его осознанием.

Апперцепция, по Лейбницу представляет собой отчетливое познание, для которого характерна различность объекта и субъекта познания, определенная конкретизация их в качестве элементов знания. По этой причине рефлексия (знание субъекта о себе или самосознание) считалось необходимым элементом любого отчетливого и полноценного знания.

Таким образом, самонаблюдение не считается таким актом исследования психических явлений, который может их нарушить. Это связано с тем, что оно не способно являться чем-то таким, чего исходно не обнаружено в психике. Так, и признание современными исследователями интроспекции в качестве источника информации о психике связано с пониманием мозга как совокупности взаимно соотносящихся и интегрированных изначально разнородных систем. Это равносильно пониманию того, что апперцепция организует психику человека.

Самонаблюдение направлено на произведение того, что называется продуктивным изменением или настройками психических явлений. Сущность данного изменения состоит в том, что к этому психическому феномену подключено сознание личности в одном из вероятных режимов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис