Решение моральных дилемм — это важнейшая диагностически-развивающая составляющая морально-нравственного развития. Отрефлексированный эмоциональный и когнитивный опыт решения моральных дилемм формирует предпосылки для последующего нравственного развития.
Сущность морального выбора
Ситуации морального выбора обязательно предполагают существование альтернативных вариантов решения. Процесс выбора одного из вариантов решения моральных дилемм характеризуется автоматическим отказом от прочих вариантов ее решения. Осуществляя моральный выбор, индивиду необходимо выбрать собственный вариант решения и в дальнейшем следовать ему.
Основа морального выбора и принимаемых решений представлена обоснованием того, по какой причине тот, а не другой вариант решения проблем можно считать более правильным и адекватным ситуации. Обоснование — это критерий развития морального сознания.
Обоснование поступков представляет собой важнейший показатель для анализа уровня развития морально-нравственного сознания. Его оценка имеет в основе теорию Л. Кольберга. Концепция этого автора считается наиболее авторитетной в современной науке.
Кольберг выделил несколько уровней развития морального сознания:
- Преконвенциональный,
- Конвенциональный,
- Постконвенциональный.
Каждый уровень состоит из 2 этапов. Первый из них включает этап гетерономной морали и этап инструментального индивидуализма (равноценный обмен). На первом этапе следование нормам базируется на подчинении власти авторитетов и желании исключить наказание, физическое насилие или нанесение ущерба своей собственности.
Конвенциональная мораль состоит из этапа взаимных ожиданий (межличностной конформности) и этапа ориентации на социальный порядок и закон. Первый из них регулируется благодаря принятию субъектом социальной роли, которую ему предписывает группа. В основе этапа социального порядка и закона лежит признание справедливости общественной системы, которая строится на непременном всеобщем выполнении правил.
Роль эмоций в решении моральных дилемм
Эмоции оказывают влияние на решение моральных дилемм. Они представляют собой неоднозначный и сложно измеримый конструкт, который оказывает большое влияние на человеческое поведение.
Различные общепринятые словари включают абсолютно разные по сути определения эмоций. Например, если брать английские словари, то эмоциональный фактор в них, как правило, определен в качестве естественного инстинктивного состояния ума. Оно связано с определенными обстоятельствами, настроением или отношениями с другими людьми.
Эмоции влияют на решение моральных дилемм, поскольку являются сознательной психической реакцией (например, страх, гнев), которая субъективно переживается как сильное чувство. Обычно эмоции направлены на конкретный объект и сопровождаются физиологическими или поведенческими изменениями в теле.
Эмоциональный фактор представлен сильным чувством (например, любовь или злость). Это определенное душевное переживание или чувство. В обывательском представлении не существует единого определения эмоций. Оно представлено и состоянием ума, и чувствами, и психической реакцией одновременно.
На решение моральных дилемм влияют следующие аспекты эмоций:
- Валентность, представляющая собой направленность эмоций (может быть позитивной или негативной);
- Возбуждение (активность), которое представляет собой уровень психической и физической активации (возбуждение, взволнованность или вовлечённость);
- Контроль (доминирование), относящийся к способности контролировать аффекты.
Эмоциональный фактор в решении моральных дилемм определяется не просто определенным набором чувств. Его можно описать значениями по 3 показателям. Данные параметры имеют тесную связь с обстоятельствами возникающей эмоции и культурным контекстом моральной дилеммы.
Эмоциональный фон и его воздействие на решение моральных дилемм
В ходе решения моральных дилемм играют роль несколько типов эмоциональной реакции, которые входят в эмоциональный фон человека:
- Внешние компоненты в виде случайных эмоций, не связанных напрямую с решением;
- Эмоции, которые интегрированы в принятие решений (проявляются из самой природы решений и глубоко воздействуют на решение моральных дилемм с течением времени);
- Аффективные реакции, возникающие в качестве ответа на определенный результат прошлого опыта;
- Аффективные реакции, возникающие как ответ на ожидаемый результат.
Все эмоциональные реакции оказывают большое воздействие на решение моральных дилемм. Особенно это видно в процессе принятия решения. Эмоции могут быть осознанными или неосознанными.
Формирование аффективных реакций на ожидаемый результат происходит при получении опыта человеком. Они откладываются в памяти и способны обладать долговременным эффектом. Например, реклама вызывает аффективные реакции (эмоцию от будущего результата) ещё до того, как куплен продукт. Данные эмоции могут влиять на то, будет или не будет совершена покупка товара, который чкловек увидел в рекламе.
Решение моральных дилемм — это важный элемент нравственного развития. Эмоциональный фон в опыте решения моральных дилемм формирует предпосылки для развития человека.
Любые акты просоциального поведения рассматриваются учеными с позиции соотношения когнитивного и эмоционального компонента. Особенный интерес здесь представлен связью эмпатии (симпатии, дистресса) и альтруистического поведения. Эмпатия представляет собой сопереживание другому. Симпатия — это эмоциональная реакция в отношении другого человека. Дистресс является ощущением беспокойства или волнения. Он возникает в качестве ответа на чужую беду.
Рассматриваемые эмоциональные состояния, как правило, вызывают альтруистическое поведение. Тем не менее, именно симпатия, — это оптимальный регуляторный механизм альтруистического поведения. Такой ученый, как М. Хоффман, проводя свои эксперименты, утверждал, что альтруистическое поведение может быть инициировано эмпатией. Большая часть эмпирических исследований подтвердила, что с возрастом и с развитием способностей преодолевать эгоцентризм, растет связь эмпатии с альтруистическим поведением.