Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль аналитико-синтетической работы мозга в формировании паттернов поведения

Аналитико-синтетическая работа мозга

Замечание 1

Физиологической основной аналитико-синтетических операций является кора больших полушарий: здесь происходит высший анализ сенсорной информации, поступающей по афферентным путям и синтез всей информации в целостное восприятие окружающей действительности с последующим формированием поведенческого ответа.

Первоначально сенсорная информация собирается с периферии и по афферентным путям поступает в первичные зоны коры головного мозга: здесь происходит анализ отдельных раздражителей от конкретных рецепторов.

Затем эти отдельные ощущения проходят дальнейший анализ уже во вторичных полях коры головного мозга, где они формируются в комплексы ощущений, обуславливающие процессы восприятия.

Статья: Роль аналитико-синтетической работы мозга в формировании паттернов поведения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Финальной точкой анализа сенсорной информации являются третичные поля - здесь происходит высший анализ и синтез сенсорной информации: на основе проделанного анализа и с учетом уже предыдущих следов раздражений формируются цели и задачи поведения, программируется поведенческий ответ.

Первичные и вторичные поля есть у человека и животных: первичные поля формируются ранее всего в онтогенезе. Третичные же поля есть только у человека: они занимают около половины зоны коры больших полушарий и созревают позднее всего в онтогенезе. Причем их развитие связывают с развитием функции речи. Территориально третичные поля находятся на границах теменных, височных, затылочных областей коры, а также в области лобной доли.

Структурной единицей коры больших полушарий является нейрон, а также большое количество межнейронных связей, которые формируются благодаря аналитико-синтетическим функциям мозга: чем больше информации обрабатывает человек, тем больше она закрепляется в виде межнейронных связей.

Таким образом, аналитико-синтетическая функция мозга является важной в формировании основных психических процессов: ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, воображения, речи. Помимо этого, она является центром формирования простых и сложных поведенческих реакций, способствует развитию планирования и целеполагания нашей деятельности.

«Роль аналитико-синтетической работы мозга в формировании паттернов поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Единство аналитико-синтетических процессов: формирование стереотипов поведения

Определение 1

Анализ - это процесс дифференцирования поступающей информации, способность разделять воздействующие раздражители на отдельные свойства и признаки.

Синтез - это процесс объединения отдельных наиболее важных признаков и характеристик и формирование на их основе сложных комплексов и систем.

Сенсорный анализ начинается в самих рецепторах и завершается в подкорковых центрах ЦНС, а высший анализ происходит непосредственно в коре больших полушарий.

Анализ и синтез - это два неразрывно связанных, дополняющих друг друга и параллельно протекающих процесса. Благодаря сенсорным системам организм различает, разделяет, анализирует большое количество сенсорной информации, которая нас окружает, выделяет отдельные признаки и характеристики, на основе которых впоследствии синтезируется целостное представление об этих раздражителях.

Единство аналитико-синтетической работы коры больших полушарий способствует тому, что человек способен выделять из всего многообразия окружающей среды отдельные элементы, объединять их в целостные системы и образования представлений, которые становятся значимыми для человека

В результате процесса синтеза формируется динамический стереотип. Это последовательных условно рефлекторных реакций на последовательное воздействие раздражителей (условных и безусловных), которые повторяются в строго определенной последовательности. В результате закрепления одного рефлекса запускается другой, и более того, исходный стимул в таком случае запускает всю рефлекторную цепь. Наиболее яркие примеры динамических стереотипов - привычки, автоматизмы, отработанные навыки в реализации повседневной деятельности, привязанности.

Динамический стереотип способствует экономии энергии коры больший полушарий и увеличивает скорость протекания более сложных и комплексных рефлексов. Однако перестройка динамических стереотипов - это сложный и трудоемкий процесс, который наиболее четко и ярко прослеживается в процессе обучения и переобучения.

Динамический стереотип является базовой формой поведенческого ответа, который формируется в результате процесса синтеза. Конечно же, более простые формы поведения способствуют и развитию более сложных поведенческих актов, однако для создания таких сложных форм поведенческой активности необходимы процессы целеполагания и планирования.

Формирование целенаправленного поведенческого акта

Определение 2

Поведенческий акт – это некий комплекс взаимосвязанных реакций, который реализуется организмом для адаптации и приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Формирование целенаправленного поведенческого акта наиболее оптимально описано П. К. Анохиным в его теории функциональных систем, основная идея которой заключается в том, что поведение - это интегративная единица, сформированная в результате объединения частных механизмов в целостную структуру.

Принцип формирования поведения выглядит следующим образом:

  1. Синтез афферентной информации: здесь происходит синтез информации, получаемый от периферических рецепторов, сигналов памяти и мотивационных центров. Мотивационные центры имеют принципиальное значение в формировании поведения. Для запуска поведенческого акта необходимы два типа сенсорных условий (афферентации): пусковая афферентация (внешние условные и безусловные раздражители) и обстановочная афферентация (внешние условия: привычная обстановка, вызывающая динамические стереотипы). Помимо этого, из памяти также извлекается значимая информация, полезная для формирования поведенческого акта.
  2. Принятие решения - планирование будущего поведения, продумывание, каким оно будет.
  3. Формирование образа цели - создание акцептора результатов действия: здесь оцениваются результаты будущего поведения при реализации планируемого поведения.
  4. Эфферентный синтез - формируется конкретная последовательность действий пока что без внешних проявлений (интеграция соматических и вегетативных возбуждений.
  5. Реализация программы действий: последовательность действий совершается, результаты действий поступают в акцептор, где подвергаются оценке (сличению с подготовленным ранее эталоном результата и цели). Если реальные результаты совпадают с эталонными результатами, то действие прекращается, если нет, программа действий перестраивается.

Таким образом, именно простроенная цель поведения, эталон результата являются регуляторными приемами формирования поведенческого акта.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot