Рисуночные тесты — это диагностическое средство, используемое в мировой психологической практике. В последнее время в России появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых осуществлено описание рисуночных тестов. Значительную их долю составляют публикации, которые представляют интерес для психологов, работающих с детьми с ОВЗ.
Сущность и особенности проективных методов
Для успешного осуществления психологической диагностики в рамках нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. В этом случае специалисту необходимо обладать навыками общей логики анализа. Это дает возможность рассматривать совокупность показателей и их взаимосвязь. В ином случае вместо целостной картины можно получить бессистемный набор психологических характеристик.
Проективные техники представляют собой методики, в основе которых лежит феномен проекции. Они используются при исследовании глубинных индивидуальных особенностей личности, которые в меньшей степени доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Проекция является особым феноменом психической жизни. Ее суть состоит в приписывании внешним объектам (например, другим людям) особых свойств, которые находятся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами самого индивида. В ее основе лежит то, что восприятие и интерпретация действительности в некоторой мере будут зависеть от потребностей, мотивов, установок, а также психического состояния.
Сущность проективных методов состоит в предъявлении испытуемым недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульные материалы, как правило, не безразличны испытуемым, поскольку по причине апелляции к прошлому опыту приобретают соответствующий личностный смысл. Это способствует порождению фантазии, воображения. Они помогают раскрывать соответствующие характеристики личности с одновременной проекцией (приписыванием, переносом) психических свойств испытуемого на материал задания (например, рисунок).
Специфика проективного метода заключается в его направленности на определение субъективно-конфликтных отношений, включая их представленности в индивидуальном сознании как «личностные смыслы» или «значимые переживания».
Применение рисуночных тестов в работе с детьми с ОВЗ
Многочисленные исследования, посвященные анализу детских рисунков, показывают, что в развитии рисования наблюдаются четкие возрастные этапы. Эти этапы сменяют друг друга в некоторой последовательности. Если наблюдаются нарушения в умственном развитии, то можно увидеть запаздывание в переходе ребенка младшего школьного возраста от этапа к этапу. Это явление позволяет оценить умственное развитие с помощью рисуночных тестов.
Применение рисуночных тестов в нейропсихологическом сопровождении детей с ОВЗ младшего школьного возраста позволяют выявить их личностные особенности. В основе этих тестов лежит принцип проекции, то есть вынесение вовне своих переживаний, представлений и стремлений.
Рисуя определенный объект, дети невольно, а иногда и осознанно начинают передавать собственное отношение к нему. Вряд ли они забудут нарисовать то, что кажется им самым важным и значительным. А вот тому, что они считают второстепенным, будет уделено меньшее количество внимания. Если соответствующая тема особенно волнует ребенка, то, изображая ее, он покажет признаки тревоги.
Рисунок в нейропсихологическом сопровождении детей с ОВЗ младшего школьного возраста всегда представляет собой какое-то сообщение, которое зашифровано в образах. Задача психологов состоит в расшифровке и понимании того, что говорит обследуемое лицо.
Достоинства использования рисунков для диагностики состоит в том, что они способны отражать не сознательные установки младшего школьника, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно по этой причине рисуночные тесты так сложно «подделать», представляя в них себя не таким, каким ты являешься на самом деле.
Как и другие проективные тесты, рисуночные методики считаются очень информативными в нейропсихологическом сопровождении детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Они дают возможность выявлять большое количество психологических особенностей.
Достоинства рисуночных тестов:
- Простота осуществления,
- Небольшое количество времени на выполнение,
- Отсутствие требований к наличию специальных материалов, помимо карандаша и листа бумаги.
Роль рисуночного теста в нейропсихологическом сопровождении детей с ОВЗ младшего школьного возраста
В качестве дополнительного достоинства рисуночного метода выступает его естественность и близость к обычным видам деятельности человека. Соответствующий опыт рисования присутствует почти у каждого человека. Всех ближе данное занятие детям, поэтому при нейропсихологическом сопровождении детей с ОВЗ младшего школьного возраста рисуночные методы используются часто. Им просто понять тестовую инструкцию, так как для выполнения методики не требуется высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунок считается удобным поводом для непринужденного начала клинической беседы.
Рисуночные методики отличаются от большинства других тестов, так как могут проводиться несколько раз без потери своей диагностической роли. Они применимы к пациентам различного возраста и позволяют контролировать динамику состояния ребенка и наблюдать за ходом нейропсихологического развития в течение долгого промежутка времени.
В последнее время особо подчеркивается психотерапевтическое значение рисования. С помощью рисуночных методик может стираться грань между психологическим исследованием и психотерапевтическим сеансом. Это делает методику самым распространенным инструментом в деятельности психологов.