Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы исследования в возрастной психологии

Определение 1

Методы исследования в возрастной психологии — это наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование. Чаще всего в данном направлении используют метод наблюдения, осуществляемый посредством систематического и целенаправленного восприятия, фиксирования психических явлений в соответствующих условиях.

Особенности возрастной психологии

Возрастная психология – это отрасль психологии, которая занимается исследованием закономерностей психического развития и формирования личности в течение всего онтогенеза (от рождения человека и до наступления старости). Предмет этого направления представлен возрастной динамикой психики человека, онтогенезом психических процессов и качествами личности развивающегося человека, закономерностями развития психических процессов.

Статья: Методы исследования в возрастной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

Для возрастной психологии характерно изучение возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов личностного развития, возрастных изменений.

Все возрастные изменения классифицируются на следующие виды:

  • Эволюционные,
  • Революционные,
  • Ситуационные.

В соответствии с изменениями необходимо использовать разные методы возрастной психологии. В состав эволюционных изменений необходимо включить количественные и качественные преобразования, которые происходят в человеческой психике в процессе перехода из одного возраста в другой. Подобные изменения замедленны, но основательны. Они охватывают большие промежутки жизни (несколько месяцев для младенца, несколько лет для ребенка старшего возраста.

Революционные изменения происходят быстро. Они более глубокие и характерны для момента кризиса возрастного развития, который проявляется на пересечении возрастов. Для ситуационных изменений характерно воздействие на психику ребенка какой-либо социальной ситуации. Эти изменения способны отражать процессы, которые происходят в психике и поведении ребенка под воздействием обучения и воспитания.

«Методы исследования в возрастной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Теоретическая задача возрастной психологии состоит в исследовании закономерностей психического развития в онтогенезе. Методы возрастной психологии направлены на установку периодов развития и причин перехода из одного периода в другой. Они помогают определять возможности развития, возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности.

Методы возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которые используются в возрастной психологии, включает несколько блоков методик. Они заимствованы из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Общая психология дает возрастной психологии методы исследования когнитивных процессов и личности. Такие методы должны адаптироваться к возрасту и направлены на исследование восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. С помощью них специалисты получают сведения о возрастных особенностях познавательного процесса, преобразованиях процессов при взрослении, специфике перехода из одного возраста в другой.

Из дифференциальной психологии были взяты методы исследования индивидуальных и возрастных различий детей. Большую популярность получил «метод близнецов», направленный на изучение сходств и различий между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основании полученной информации можно сделать вывод об органической (генотипической) и средовой связи психики и поведения.

Социальная психология обеспечивает возрастную психологию методами, которые дают возможность исследовать межличностные отношения в соответствующих детских группах, включая также отношения между детьми и взрослыми.

Методы, заимствованные из социальной психологии, включают:

  • Наблюдение и эксперимент,
  • Опрос и беседу,
  • Метод срезов,
  • Анкетирование и тестирование,
  • Анализ продуктов деятельности.

Особенности методов исследования возрастной психологии

Любой метод возрастной психологии необходимо адаптировать к возрасту ребенка. Основным методом работы с детьми (особенно в дошкольном возрасте) является наблюдение. Это связано с тем, что тесты, эксперимент и опросы еще сложны для исследования их поведения.

Для начала наблюдения необходимо поставить цель, составить программу наблюдения, разработать план действий. Цель наблюдения состоит в определении того, ради чего оно осуществлялось и какие результаты ожидаются на выходе.

Для получения достоверных данных, наблюдение проводится регулярно, поскольку дети растут очень быстро и изменения их психики быстротечны. Например, поведение младенца может меняться на глазах, и даже, пропустив один месяц, исследователь теряет возможность получить ценную информацию о его развитии в это время.

Чем младше возраст ребенка, тем меньше должен быть предусмотрен интервал между наблюдениями. С рождения до трех месяцев наблюдение за детьми проводятся каждый день, с 3 месяцев до 1 года – раз в неделю, с года до 3 лет – ежемесячно, с 3 до 6–7 лет – 1 раз в полгода, в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

В работе с детьми метод наблюдения показал наибольшую эффективность, поскольку в нем они ведут себя более непосредственно, не начиная играть социальные роли, присущие для взрослых. С другой стороны, ребенок (особенно дошкольник) обладает недостаточно устойчивым вниманием, часто отвлекается от дела. По этой причине по возможности наблюдение должно быть скрытым.

Опрос может проводиться в устной или письменной форме. При использовании опроса могут возникать различные трудности. Каждый ребенок понимает заданный вопрос по-своему, вкладывая в него другой смысл, чем взрослый человек. Система понятий у него значительно отличается от той, которой пользуется взрослый человек.

Эксперимент — это один из самых надежных методов получения материала для исследования поведения и психологии ребенка. Сущность метода заключается в том, что в процессе анализа у обследуемого лица вызываются психические процессы, интересующие исследователя. Он создает условия, необходимые и достаточные для проявления требуемого процесса.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot