Рисуночные тесты — это метод исследования, который является косвенным методом психодиагностики и относится к категории проективных.
Преимущества и недостатки рисуночных тестов
Рисуночные тесты определяют проекцию или так называемый портрет личности. Популярность этого вида исследования можно отнести к расцвету психоанализа, благодаря чему ввели категорию бессознательного.
Бессознательное считается самым темным уголком человеческой души. Проникнуть в свое, а тем более в чужое, бессознательное — очень сложная задача. Психоаналитику для этого понадобятся годы работы с одним индивидом для достижения хоть какого-то результата.
Психологи предупреждают, что использование данных тестов требует особой осторожности, особенно когда дело касается их расшифровки.
Исследователи считают, что тестовые ситуации являются довольно привычными, позволяя тестируемому раскрепоститься и проявлять особенности, не нашедшие выхода на самых ранних стадиях. В ходе рисования контроль цензора (сознания) слабее, поэтому бессознательное может раскрыться в большей мере.
Рисунок может стать отличным поводом для установки контакта и взаимопонимания с испытуемыми. Это дает возможность получить дополнительные сведения.
Для рисуночных тестов характерен ряд недостатков, в первую очередь, которые касаются сложного установления связи между рисунками и искомыми параметрами. Помимо этого, расшифровка теста полностью зависит от личности исследователя.
Всю информацию, которая получена с помощью рисуночных тестов, обязательно необходимо сопоставлять с результатами, которые получены при проведении обычного тестирования. В общем виде толкование результатов делается с учетом максимально полной информации об испытуемом, его прошлом и настоящем.
Особенности рисуночных тестов
Рисуночный тест (например, «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй человека», «Рисунок семьи») включает 3 стадии:
- Сам процесс рисования;
- Беседа, в ходе которой испытуемый производит описание, характеристику, интерпретацию нарисованных объектов и того, что их окружает;
- Высказывание ассоциаций, которые возникли.
Психологи отметили, что замкнутый человек становится более раскрепощенным при увлеченном процессе рисования. Оказалось, что паузу в процессе можно успешно использовать для разговора с испытуемым.
Человек часто отказывается сделать рисунок, ссылаясь на то, что не умеет рисовать, не наделен такими способностями. Задача исследователя состоит в убеждении человека в том, что рисуночные тесты не концентрируются на проверке художественных способностей.
В тестах нельзя использовать линейки или любые чертежные принадлежности, рисунок необходимо выполнять именно вручную. Материал, используемый во всех тестах включает:
- стандартный лист бумаги (размер А4);
- простой карандаш (лучше всего подойдет мягкий);
- ластик.
Необходимо помнить, что дети могут копировать рисунки друг друга, особенно в случае, когда рисунок другого получает высокую оценку со стороны взрослого человека. Они будут стараться в точности воспроизвести то, что было нарисовано более старшим ребенком.
Функции и значение рисуночных тестов
Для рисуночных тестов характерна особенность, которая заключается в наличии 2 функций. Первая из них состоит в диагностике и является прерогативой профессионалов, знания которых направлены на данную тестовую методику.
Терапевтическая функция рисуночных тестов заимствована напрямую из арт-терапии. Она состоит в том, что рисуя тест или выполняя задание, человеку становится легче (сбрасывает негатив). Не важным является то, что "показывает" рисунок человека, а важно то, что в ходе его рисования человек становится немного здоровее. Так действует в практическом применении фрейдовская теория сублимации.
Рисуночные тесты имеют большое значение для психодиагностики нарушений развития, поскольку рисунок представляет собой важнейший дифференциально-диагностический показателем при исследовании психики детей. Если рисунок, который находится в педагогической документации, каким-то образом настораживает психолога, целесообразно проведение специального исследования.
Исследования по выбору темы, характера изображения, самого процесса рисования дают ценный дополнительный материал для того, чтобы уточнить окончательный диагноз. Это обозначали в своих трудах Болдырева С. А., Головина Т. Н., Грошенков И. А., Мухина В. С. и др.
Умственно отсталый ребенок, как правило, затрудняется с выбором темы, изображая привычные однотипные предметы и не формируя сюжет. В его рисунках на свободную тему нельзя увидеть замысел, фантазию. Даже когда ребенку дано задание нарисовать что-то, он не всегда выполняет его по инструкции.
Проявление бедности и нечеткости представлений происходит через несоблюдение форм, пропорций элементов предмета, ограниченное и не всегда верное применение цвета. Умственно отсталый ребенок часто не может дать объяснение своему рисунку. В соответствии со степенью интеллектуального снижения данные недостатки могут выражаться в большей или меньшей мере.
Своеобразностью отличаются рисунки детей, у которых диагностированы психические заболевания. Они характеризуются нелепостью изображения, неадекватным, беспорядочным использованием цветов, нелогичностью, отсутствием пропорций, сексуальной выраженностью и др.
Например, для больных шизофренией характерны рисунки с незавершенными деталями, отсутствующими основными частями, геометризацией, вычурностью, нагромождением и наслоением, несогласованностью замысла рисунка и размера бумаги, страх рисовать далеко от края, уплощение и др.
В случае эпилептической деменции проявляется чрезмерная тщательность и скрупулезность, выражается медлительность, трудность переключения. Ребенок затрачивает на рисование большое количество времени, застревая на вырисовывании отдельных деталей, не имеющих значение.