Понятие «референтометрия»
Референтометрия – это способ (метод) выявления референтности членов группы для каждого её индивида.
Данное понятие можно трактовать как форму межличностных отношений и как свойство личности. Суть обоих случаев состоит в ценности суждений для одного человека о чем-то для него важном, выносимых другими людьми.
Суждения могут принимать самые разные формы – мнение, норма поведения, оценки, ценностные ориентации. На основании этих суждений о значимом для субъекта объекте, и под их влиянием, складывается собственное представление.
Значимым объектом для человека могут выступать события, явления, другие люди, предметы, собственное поведение.
Как свойство личности референтность может существовать только в воображении других субъектов. Это свойство того человека на мнение которого ориентируются и проявляется оно не в поведении этого человека, а в воображении другого.
Субъект референтных отношений – это тот человек, на которого оказывается влияние, а референтным объектом является тот, кто это влияние оказывает.
Референтный объект может быть не только реальным человеком, но и вымышленным, например, литературным героем.
Суть референтности как формы межличностных отношений состоит в том, что направленность субъекта на значимый для него предмет реализуется через обращение к другому лицу.
Референтность, таким образом, проявляется в форме субъект-субъектно-объектных отношений.
С помощью референтометрии устанавливается факт референтности одних представителей группы для других.
Референтометрический метод
Метод состоит из двух процедур. Первая из них - предварительная, когда с помощью опросного листа выявляются позиции членов группы на какое-либо значимое событие, явление, предмет и др. Экспериментатор на данном этапе может работать с группой в целом.
К предварительной процедуре предъявляются требования – объект оценивания и сама процедура должны быть значимыми для испытуемых и, во-вторых, никто в группе не должен знать ответов товарищей.
С помощью второй процедуры выявляются те лица, позиция которых, заявленная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других. На втором этапе или немного позже начинается собственно референтометрический опрос. В традиционной форме он проводится индивидуально.
Работая с каждым членом группы экспериментатор должен выяснить, согласен ли испытуемый с тем, что его заполненный бланк будет показан тем участникам исследования, кто проявит к этому интерес. Согласие и несогласие обязательно фиксируются. До испытуемого доводится информация о том, что его товарищи по группе не против знакомства с их опросными листами другими членами группы.
Также испытуемому задается вопрос относительно того, с чьими опросными листами он бы хотел ознакомиться. Для повышения избирательности выбора – дается возможность заглянуть только в один бланк.
Когда называется фамилия члена группы, чьим бланком заинтересовались, экспериментатор ссылается на то, что этот товарищ может не согласиться на обнародование своих ответов и просит назвать фамилию другого представителя группы.
После осуществления второго выбора, в качестве исключения, разрешается назвать ещё одного человека, чьи ответы представляют интерес для испытуемого.
Количество таких выборов не должно превышать 3-х, потому что избирательность межиндивидуальных предпочтений может резко снизиться и характер отношений предстанет в искаженном виде.
После того, как референтные лица выявлены, испытуемому нельзя задавать вопрос кто для него более значим из членов группы, и с мнением кого он в первую очередь будет считаться.
Если такой вопрос будет задан прямо, то рассчитывать на реальные ответы сложно. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что испытуемые не хотят признаваться в том, что в личностном плане зависят от мнения другого человека, кроме того, человек не до конца осознает свое положение в данном сообществе.
Таким образом, для выявления степени значимости любого представителя группы для его товарищей, возникает необходимость косвенного опроса и методикой для этого является референтометрия.
Свойства и функции референтных групп
В переводе на русский язык «референт» – это образец, значит, референтные группы являются эталонными и членство в такой группе рассматривается как благо.
Референтная группа – это группа, в которой человек присутствует психологически и использует групповые нормы и ценности как эталонные.
Каждый человек стремится состоять или состоит в определенной совокупности референтных групп, но это не всегда ему удается.
Причина заключается в том, что уровень притязаний с одной стороны, и возможностей с другой стороны, оказываются в противоречии с реальными условиями жизни.
Исходя из этого, выделяются реальные и воображаемые референтные группы.
Для референтной группы характерно основное психологическое свойство – оценка и направление деятельности личности.
Например, референтной группой для ребенка является семья, где его любят, и между родителями нет конфликта. Родители выступают как образцы для подражания, и ребенок формирует свое «Я».
Свойство референтной группы для семьи теряется, если в ней начинаются конфликты. Это повод для того, чтобы найти себе референтную группу среди сверстников.
Эталонной группой для взрослых людей может стать профессиональный коллектив, в спорте – это может быть любимая команда.
Референтную группу можно найти в интернете, что приводит к интернет-зависимости, когда виртуальные отношения нельзя перенести в реальную жизнь.
Человек, сильно ориентированный на референтную группу, может иметь печальные последствия, потому что желание соответствовать групповым нормам и критериям, заставляет человека исполнять роль, для которой у него нет ни знаний, ни способностей, ни образования.
Постоянная мобилизация своих сил приводит к психическому истощению и перенапряжению.
По отношению и к деятельности человека референтная группа выполняет определенные функции:
- является образцом для подражания;
- выполняет функцию источника знаний и жизненного опыта;
- выполняет функцию «зеркала» личности для самооценки и самоуважения.
Подростки сравнивают себя с другими, используя нормы и ценности референтной группы, что говорит о её значимости в воспитательном процессе.
У каждого представителя референтной группы можно определить его личную направленность, мотивационную, ценностную, профессиональную.
Кроме того, оказывая влияние на индивида через значимого для него другого, можно контролировать формирование личности и, в частности, структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.