Речь — это часть коммуникативной деятельности человека, которая сложилась исторически. Речь представляет собой самое универсальное средство коммуникации, так как в передаче информации с помощью нее менее всего теряется смысл общения.
Речь как средство коммуникации
Коммуникация является основой человеческой жизни. Считается, что успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие не может быть возможным без свободной коммуникации. Школьники и студенты должны быть способны выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно.
Основная цель коммуникативного аспекта обучения языку представлена формированием умений речевой деятельности в ее основных формах и видах. Механизм решения коммуникативных задач предопределяет содержательный аспект учебного предмета. Он состоит из речевого и языкового компонента, который взаимосвязан и взаимодействует.
Коммуникация представляет собой сложнейший процесс. Для него должны быть развиты множество навыков. Речь является только одним из многих способов, которыми люди передают свои сообщения. С древних времен в человеческом обществе применялись дополнительные средства общения и передачи информации. Часть из них существует до настоящего времени.
Отдельное речевое действие становится фрагментом коммуникации и называется коммуникативным актом. Определенным образом выглядит простейшая схема отдельного коммуникативного акта для процесса речевой коммуникации. В пределах коммуникативного акта отправитель информации (например, тот человек, который говорит) имеет мотив высказывания. Он строит его во внутренней речи, кодируя при переводе во внешнюю речь и звуки.
Получатель воспринимает поступающий сигнал, декодируя его и распознавая смысл высказывания. У него возникает также определенный мотив высказывания в ходе обмена репликами (осуществление обратной связи).
Речевая коммуникация, таким образом, представлена общением людей, которое понимается в широком смысле слова не только как разговор или беседа. Она является любым взаимодействием, целью которого становится обмен информацией (например, чтение, письмо и др.). В соответствии с этим коммуникацию осуществляют в процессе речевой деятельности люди благодаря вербальным (словесным) и невербальным средствам.
Речь как элемент вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация представляет собой общение с помощью слов (речевая коммуникация). Основная особенность речи состоит в том, что она в зависимости от своей формы и содержания концентрируется на других людях, которые включены в коммуникативный процесс. Вербальный тип коммуникация может быть направлен на отдельного человека или определенную группу. Он также может даже и не иметь конкретного адресата, но в любой ситуации обладает диалоговым характером.
Акт вербальной коммуникации выглядит как диалог, включающий разговор и слушание. Умение говорить становится здесь предметом исследования. Для этого есть отдельная наука риторика, а также специальная дисциплина — ораторское искусство.
В современных трудах по вопросам общения большое внимание уделяют умению слушать. Результаты исследований показали, что достаточными навыками умения слушать обладают не все люди. И. Атватер указывал на то, что слушать для многих весьма сложно. Человек в первую очередь занят собственным вещанием. Помимо этого, если он в процессе диалога замолчал, то еще не означает, что он начал слушать. Слушание является активным процессом, который предполагает наличие внимания.
В соответствии с ситуацией во время нерефлексивного слушания могут проявляться:
- Поддержка,
- Одобрение,
- Понимание.
Для этого необходимы минимальные ответы, помогающие продлить беседу (например, реплики «да», «понимаю», «это интересно»). Различные нейтральные слова помогают поддерживать разговор и снимают напряжение.
Функции речи в коммуникации
В коммуникации способны проявляться все функции языка и речи. Если проблема касается функций языка и речи, то здесь сложно провести грань между этими двумя понятиями. Это связано с тем, что любые языковые высказывания (устные или письменные) представляют собой речь.
Функции языка состоят в проявлении его сущности, назначения и действия в обществе, его природы. Это те характеристики, без которых он не способен существовать. Основные функции языка — коммуникативная и когнитивная. Они имеют разновидности, представленные функциями более частного характера.
Коммуникативная функция речи состоит в том, что язык становится важным средством человеческого общения (коммуникации). Он необходим для передачи от одного лица другому какого-то сообщения с соответствующей целью. Язык и существует только для обеспечения общения (коммуникации). Общаясь с другими людьми, человек передает свои мысли, чувства и душевные переживания. Люди благодаря речи воздействуют друг на друга, достигая общего взаимного понимания.
Язык предполагает возможность понять друг друга и наладить совместную работу в любой области человеческой деятельности. Он становится одной из сил, обеспечивающей существование и развитие общества. Коммуникативная функция имеет решающее значение. Тем не менее, язык может выполнять данную функцию только по той причине, что он подчиняется строю мышления.
Вторая основная функция — когнитивная (познавательная, гносеологическая). Она означает, что язык — это важное средство получения новых знаний о действительности. Данная функция начинает связывать язык с мыслительной деятельностью человека.
Кроме двух основных функций речь выполняет еще несколько вспомогательных:
- Фактическую (контактоустанавливающую);
- Репрезентативную;
- Волюнтативную;
- Метаязыковую.
Таким образом, речевая сторона коммуникации обладает сложнейшей и многоярусной структурой. Она выступает в разных стилистических разновидностях. Любые компоненты коммуникативного акта помогают успешной или неуспешной реализации общения в целом.