Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Речь и мышление: сущность и особенности изучения

Все предметы / Психология / Речь и мышление: сущность и особенности изучения
Определение 1

Мышление — это движение мысли, которое способно раскрывать связь, ведущую от отдельного к общему и от общего к отдельному. Оно представляет собой опосредованное отношение, основанное на раскрытии связей и отношений. Мышление помогает познавать объективную реальность.

Понятие и сущность речи в психологии

Важнейшее достижение эволюции человека, которое позволяет ему использовать прошлый и будущий общечеловеческий опыт, представляет собой речевое общение. Его развитие происходило на основании трудовой деятельности.

Речь является деятельностью общения, включая выражение, воздействие, сообщение. Она осуществляется с помощью языка, поскольку речь представляет собой язык в действии. Речь представляет собой форму существования сознания (мысли, чувства, переживания) для другого человека. Она служит средством общения с ним и является формой обобщенного отражения действительности или формой существования мышления.

Речь обладает тремя функциями:

  • Обозначение,
  • Обобщение,
  • Коммуникация (передача знаний, отношений, чувств).

Функция обозначения отличает человеческую речь от коммуникаций животных. У людей со словами связано представление о предметах или явлениях. Взаимопонимание в ходе коммуникации основано на едином обозначении предметов и явлений, которые воспринимает говорящий человек.

Функцию обобщения подразумевает, что речь человека может обозначать не только отдельный предмет, но и целую группу одинаковых предметов. Она всегда представляет собой носителя их существенных признаков.

Третья функция речи состоит в коммуникации или передаче информации. В данной функции речи необходимо выделить три стороны: информационная, выразительная и волеизъявительная.

Информационная сторона может проявляться через передачу знаний. Она прямым образом связана с функцией обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи способствует передаче чувств и отношений говорящего лица к предмету сообщения. Волеизъявительная сторона концентрируется на подчинении слушателя замыслу говорящего индивида.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность и особенности мышления

Мышление помогает человеку в решении различного рода задачи, которые могут быть теоретическими и практическими. В соответствии с этим выделяется теоретическое и практическое мышление. Первое из них концентрируется на познании законов объективной реальности. Решение задач теоретического характера не предполагает быструю реализацию результатов в практической жизни.

Практическое мышление решает задачи, которые непосредственно вплетены в практическую деятельность. У человека чаще всего не хватает времени на размышления в сложных ситуациях, поэтому ему необходимо умение быстро находить верное решение и претворять его в реальную жизнь. Быстрый переход от решения к действию возможен при сильной воле и высокой стрессоустойчивости индивида.

В зависимости от степени развернутости и осознанности процесса решения задач принято рассматривать рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление. Рациональное мышление разворачивается во времени и обладает четко выраженными этапами. Оно в значительной степени представлено в рамках сознания. Интуитивное мышление имеет в основе принятие решения без логического анализа ситуации. Здесь нет осознания путей определения решения.

В процесс мышления в любом случае включаются эмоции. Они способны выполнять в мышлении разные функции. По данному критерию в психологии рассматривается реалистическое и аутистическое мышление. Целью первого из них является формирование точного и правильного отражения окружающего мира и определение истины.

При использовании аутистического мышления ход и содержание мысли начинают подчиняться желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием этого считается отсутствие чувствительности к противоречиям и ошибкам, нарушенный процесс обобщения. Аутистическое мышление характерно для детей, а у взрослого человека оно начинает проявляться при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

В мышлении отдельного индивида преобладает определённый вид мышления, чем можно определить его индивидуальный стиль. Он представляет собой систему способов решения задач в типичных условиях, характерную для конкретной личности. Человек стихийно или сознательно начинает выбирать виды деятельности, где он с помощью собственного мышления получает возможность достичь более высокого результата.

Исследование речи и мышления

В речи человек формулирует мысль, но, формулируя ее, он сплошь и рядом ее формирует. Речь здесь представляет собой нечто большее, чем внешний инструмент мысли. При создании речевой формы, происходит самостоятельное формирование мышления.

Рубинштейн подвел следующие итоги в этом отношении:

  • Речь и мышление — это не тождество и не разрыв понятий, а их диалектическое единство, которое включает различия, заостряющиеся в противоположностях;
  • В единстве мышления и речи в качестве ведущей структуры выступает мышление, а не речь (формалистические и идеалистические теории превращали, тем не менее, слово в «производящую причину» мышления);
  • Возникновение речи и мышления в единстве на базе общественной и трудовой практики.

В 1963 году была предложена стохастическая модель Дж. Миллера и Н. Хомского. Они основывались на том, что язык можно описать в качестве конечного числа состояний. Они полагали, что речь описывается как определенная последовательность элементов, в которой появление каждого нового элемента речевой цепи будет напрямую зависеть от наличия (вероятности) появления предыдущих структур.

Исследование речи и мышления происходило также с помощью такого направления, как трансформационно-генеративная грамматика. Н. Хомский продолжил развитие идеи З. Харриса. Он предлагает концепцию, названную трансформационной (трансформационно-генеративной) грамматикой. Эта теория претендовала в сове время на целостную модель описания языка, которая порождала грамматику языка.

В соответствии с данной теорией язык является не набором единиц языка, включая их классы, а механизмом, который создает правильные фразы. Синтаксис Хомским определялся в качестве учения, касающегося принципов и способов построения предложений.

Грамматика языка, по мнению ученого, заключается в особом механизме, который порождает совокупность грамматически правильных последовательностей и не порождает ни одной грамматически неправильной последовательности. Например, запомнить бессвязный набор слов (9 или 10) сложнее, чем осмысленную фразу, построенную грамматически правильно.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис