Описание методики развития речи
Методика развития речи у дошкольников является педагогической наукой, изучающей функционирование и закономерности процесса деятельности педагогов, направленная на развитие речи дошкольников.
Основой методики развития речи является процесс формирования устной речевой грамотности и навыков общения ребенка с окружающим миром.
Данная методика дает ответы на следующие вопросы:
- что важно знать? Внимание уделяется речевым умениям в процессе воспитания.
- Как важно научить? Рассматриваются методики и приемы, используемые при формировании речи дошкольников. Уделяется внимание необходимым благоприятным условиям.
- Почему именно таким способом? Ведется анализ и обоснование теорий и практических работ предлагаемых способов для развития речи дошкольного возраста.
В научной теории данной методики показаны особенности занятий с детьми, собранны все лучшие методические работы, развивающие речь.
Методика устанавливает определенные нормы для решения задач в процессе развития речи. Например, существуют специальные приемы обучения пересказыванию либо способы запоминания стихотворения. Необходимо строгое соответствие этим нормам с аргументацией и осмыслением в каждом конкретном случае.
Методическая теория формируется одновременно с практикой. В процессе практической деятельности испытывается точность и актуальность конкретных теоретических положений.
Связь методики развития речи с другими методиками воспитания
Устная речь является одной из важнейших средств формирования индивидуальности ребенка. Овладение речью необходимо любому человеку в процессе жизнедеятельности. Постигая различные методики воспитатели усваивают и передают знания для развития речи, формируя навыки речевого взаимодействия.
Существует тесная связь устной речи с мышлением ребенка. Это обусловлено активной деятельностью людей, процессами общения и обмена размышлениями.
Так речь и мышление дополняют друг друга, но они являются разными по своей сути. Мышление — показывает, воссоздает объективную реальность, а язык является способом самовыражения, средством понимания и передачи своих мыслей собеседникам.
Задачи дошкольной методики развития речи
Рассмотрим основные задачи, соответствующие главным языковым и речевым компонентам:
- Развитие словарного запаса. В период дошкольного возраста происходит формирование языка. Ребенок ориентируется на речь окружающих его людей. Развивая устную речь у ребенка важно объяснять значение слов, отучать от нецензурных или неграмотных выражений , замещая их литературными словами.
- Объяснение грамматики в речи. Словарный запас является основой для грамотной речи. Грамматика формирует правильность изменения слов и варианты их объединения в предложения.
- Культура звуковой речи. Ребенок учится владеть строем языка, грамотным произношением звуков. Развитие звуковой речи базируется на фонетике и орфоэпии. Происходит обучение ударениям в словах, интонациям и произношению слов. Формируется культура поведения при речевом общении, при этом акцент смещен на правильную манеру поведения и выразительность произносимой речи.
- Развитие разговорной речи. Вырабатывается умение детей в процессе разговора слушать и понимать устную речь, вести диалог, грамотно давать ответы на вопросы и правильно выстраивать свои вопросы.
- Монологическая речь. Обучение ребенка искусству монологической речи необходимо для подготовки его к социальному взаимодействию. Вырабатывается умение высказывать свои мысли, выстраивать понятные фразы и правильно передавать содержание.
- Знакомство с художественной литературой. Формируется умение понимать рассказы, выражать свое мнение о героях и повествовании. Дети учатся запоминать и пересказывать.
- Обучение грамоте. Подготовка ребенка к процессу обучения в школе. Формируется умение понимать речь педагога, выражать свои мысли ясно и понятно.